| ШАБСКИЙ Афанасий Иванович (1879 – 1924) Русский военный инженер-электротехник и аэронавт Первый русский конструктор дирижаблей Капитан |
|
Православный. Родом из Киева. Дворянин. ... Вступил в службу
в Инженерное училище в
Санкт-Петербурге. Юнкер. 1899 – окончил Николаевское ИУ по 1 разряду. Выпущен
подпоручиком (ст. 8.8.1898) в 20сапб. Окончил Офицерскую
электротехническую школу. Военный
инженер-электротехник. Окончил Офицерскую
воздухоплавательную школу. Аэронавт. Выступил (7.12.1905)
с докладом «Прогресс авиации в последние годы» в 7 (Воздухоплавательном) отделении
Русского технического общества. На 1.1.1909 –
младший офицер Учебного воздухоплавательного парка. Штабс-капитан. Автор проекта
первого российского военного дирижабля. Конструктор дирижаблей («Учебный»,
«Ястреб», «Гигант») и самолётов. Оболочка
аэростата «Учебного» состояла из 2 змейковых аэростатов системы Парсеваля и
имела объем около 1200 куб.м. Длина оболочки достигала 40 м, а ее максимальный
диаметр – 6,55 м. К ней специальным образом крепилась деревянная гондола с
двигателем мощностью 11,8 кВт, приводившим в движение 2 винта. «Учебный» был
способен поднять в воздух до 250 кг полезной нагрузки и вмещал экипаж до 3
человек. Дирижабль развивал скорость до 22 км/ч и мог подниматься на высоту 800
м. Первый полет
аэростата «Учебный» состоялся (10.9.1908) на Волковом поле. Это событие
ознаменовало начало нового этапа в отечественном воздухоплавании.
Аэростат
«Учебный» В следующем году
конструкторы приняли решение модернизировать аэростат. Изменениям подверглись
гондола, винты, двигатель (мощность нового двигателя составила 18,4 кВт), а
также оболочка (ее объем увеличился до 1500 куб.м). Однако дальнейшие летные
испытания не принесли успехов, и в конце 1909 г. дирижабль был демонтирован. 1. Поручик
Горшков Г.Г. и командир корабля «Лебедь» штабс-капитан Шабский А.И. у гондолы 2. Участники
полета на дирижабле «Лебедь». 26.9.1909 Слева
направо: полковник ГШ Одинцов С.И., поручик Нижевский Р.Л., командир корабля «Лебедь» штабс-капитан Шабский А.И. и поручик Гебауер Б.Ф. Автор
многочисленных трудов по воздухоплаванию, среди которых: «Управляемые
аэростаты. Теория, конструкция и историческое развитие управляемых аэростатов
(1909), «История воздухоплавания» и другие. Был тесно связан
с Аэронавтическим учебным парком (Россия) и являлся одним из основателей Всероссийского
аэроклуба. Капитан (на
1911).Из батальона
Офицерской воздухоплавательной школы переведен (30.3.1914) в 9впр. Команда
гатчинских пилотов (Нестеров П.Н., Башко И.С., Когутов И.Л., Карамышев Е.Д., Нижевский Р.Л.)
впервые в мировой авиации совершила (17.5.1914) ночной полет на дирижабле
«Ястреб» из Гатчины в Лугу и обратно.
Дирижабль
«Ястреб» Участник Первой мировой войны. 9.1914 – командир
дирижабля «Альбатрос». Во время
очередного боевого вылета (13.10.1914), из-за тумана и сильного ветра корабль
получил повреждения, ударившись о деревья, и совершил вынужденную посадку,
которая привела к его разрушению. Жертв удалось избежать. ... Служил в составе 18 армейского АО. ... Участник Белого
движения. Проследовал
(19.9.1919) через Прагу в ВС Юга России. В Донской армии
в 1920 в Управлении корпусного инженера Донского корпуса. После эвакуации
Крыма – состоял в Донском техническом полку. Эмигрировал в
Югославию. Жена (1) Мария
Михайловна (1880-е – ?), урожденная Калашникова, – в разводе (1912), выслана
(3.1935) с семьей сына в Актюбинск на 5 лет. Сын Сергей (1912, Санкт-Петербург
– ?) – получил незаконченное высшее образование, работал инженером на
предприятии; выслан с матерью и женой в Актюбинск, работал инспектором (на 5.1936), арестован (29.10.1937)
по групповому делу, приговорен к 15 годам ИТЛ и отправлен в лагерь. Жена (2) Вера
Владимировна (1894 – ?). Сын Николай (1916 – ?). Оба эвакуированы (3.1920) из
Новороссийска в Салоники и затем во Вранья-Банью на пароходе «Габсбург». Афанасий
Иванович умер (1924) в Сербии.
|