| КАРАМЫШЕВ Евгений Дмитриевич (1888 – 2.6.1938) Русский и советский военный инженер и аэронавт Воспитатель и преподаватель Конструктор в области дирижаблестроения Изобретатель Штабс-капитан Командир категории К-12 | |
Награды: ордена: св. Анны 4 ст. с надписью «За храбрость», св. Станислава 3 ст. с мечами и бантом, св. Анны 3 ст. с мечами и бантом, св. Станислава 2 ст. с мечами.
Православный. Родился в Луге. Из дворян. 1906 – окончил 1КК. Вступил в службу в Инженерное училище в Санкт-Петербурге.
1909 – окончил Николаевское ИУ. Выпущен подпоручиком в Ковенское крепостное воздухоплавательное отделение. | Переведен (20.8.1910) в 4впр. Командирован (27.9.1910) в Офицерскую воздухоплавательную школу (ВПШ) в Петербурге. Курсанты школы проводили свои тренировочные полеты в Сализях под Гатчиной на громоздких воздушных дирижаблях «Лебедь», «Альбатрос», «Ястреб». Был одним из первых инициаторов открытия первого в России аэроклуба. 17.9.1911 – окончил Офицерскую ВПШ по 1 разряду. Аэронавт. Поручик (1.10.1911, ст. 28.4.1911). Переведен (1.10.1911) в 8впр (Севастополь). Переведен (13.12.1912) в Офицерскую ВПШ для обучения полетам на управляемых аэростатах. 1.5.1913 – помощник командира управления аэростатом «Лебедь». Сконструировал лебедку для подъема и опускания аэростатов. Сдал (6.1914) экзамен на пилота дирижабля. 6.1914 – командир учебного дирижабля «Ястреб». С объявлением мобилизации назначен (18.7.1914) на сформирование 12впр. |
Воевал на Северо-Западном и Юго-Западном фронтах. В Действующей армии с 6.8.1914 г. 10.10.-8.12.1914 – старший офицер 12впр. Командирован (8.12.1914) в 2впр. Командирован (12.1.1915) в 13впр. Был первый раз под огнем противника (12.2.1915). Получил тяжелую контузию (20.5.1915) в бою около д. Копанка в Галиции при подъеме на аэростате. Командирован (9.6.1915) в 3впр. 11.7.1915 – помощник командира роты и командира управления аэростатом «Астра-13». Быстро освоил управление дирижаблем. Отличился смелыми бомбардировками немецких позиций (7-8.1915). 26.9.1915 – начальник хозяйственной части Воздухоплавательного парка Северного фронта. 16.9.1915-13.1.1917 – наблюдатель за изготовлением лебедок на Адмиралтейском судостроительном заводе и на заводе «Дюфлон».30.12.1916 – назначен на службу в 14впр. 15.1.1917 – командующий 25 армейским воздухоплавательным отрядом. Штабс-капитан. Откомандирован (2.8.1917) в Полевое управление Авиации и Воздухоплавания при Ставке. 4.9.1917 – допущен к исполнению должности Штабного офицера для технического надзора. 20.11.1917 – начальник Технического отделения Воздухоплавательного Отдела Полевого управления. Ввиду расформирования Ставки откомандирован (18.2.1918) в Управление ВВФ республики. 28.2.1918 – начальник Воздухоплавательного отдела Управления ВВФ республики. Уволен (22.11.1918) от военной службы по болезни. ... 5.5.1919 – заведующий учебной частью Петроградских советских воздухоплавательных командных курсов (ПСВПКК). 5.8.1919 – и.д. заведующего ПСВПКК (пр. по ВУЗ № 714/326), утвержден (16.8.1919) в должности (пр. по ВУЗ № 71). Участник Гражданской войны. Воевал (22.10.-12.11.1919) на Петроградском фронте против белогвардейцев. В период наступления Юденича на Петроград слушатели курсов воевали с белогвардейцами под Ораниенбаумом и Гатчиной. Организовал две пулеметные команды из курсантов, усиленные бронеавтомобилем и автолебедкой «Адсудза» с привязным аэростатом. Лично возглавил эту группу, выезжая впереди окопов красногвардейцев, вел разведку наступающих войск. Командующий Южным фронтом Харламов писал: «Свидетельствую, что воздухотряд принес большую помощь южной группе 7-й Армии. Аэростат давал ценные показания по движению броневых сил противника. Показания эти ложились в основу операции по взятию подступов к Гатчине». Курсы переформировались (1920) в Высшую ВПШ. Исключен (11.6.1920) из списка ГУВУЗ, как перешедший в распоряжение Главоздухфлота (пр. по ВУЗ № 121). Карамышев
(сидит, 2-й справа) 1920 – начальник Высшей ВПШ. Командир 12 категории (командир корпуса, комиссар корпуса и им
равные). Часто бывал в Сализи, где располагался учебный полигон Школы, лично руководил свободными полетами курсантов на аэростатах. Как бывший царский офицер уволен (1924) из РККА в
бессрочный отпуск. 1925 – заведующий отделом аэростанции Главной геофизической обсерватории. Прилагал много усилий для создания единой системы метеослужбы в стране. Принимал активнейшее участие в создании целого ряда разработок советского дирижаблестроения. Карамышев Е.Д. Управляемые аэростаты России и Советского Союза по 1923 г. – 1925. 1926 – по ложному доносу и без предъявления обвинения выслан в Сибирь (Коми АССР). Через 10 месяцев ссылка была заменена «воспрещением проживания на 3 года в шести больших городах». Вместе с семьей осел в Иркутске. Здесь занимался аэрологическими исследованиями, печатал научные статьи в «Трудах Иркутской обсерватории», принимал участие в создании сибирских отделений Гидрометеослужбы, изыскивал авиатрассы в Бурятии и Якутии. «В начале 1930-х годов в Советском Союзе широко и активно развернулись работы по строительству отечественных дирижаблей. Нужны были специалисты. Вспомнили и о Евгении Дмитриевиче. В Иркутск, где в то время жил Е.Д. Карамышев, полетела телеграмма-«молния» за подписью начальника «Дирижабльстроя»: «Карамышеву тчк Ваш перевод состоялся тчк Немедленно выезжайте тчк Выезд телеграфируйте тчк Пурмаль». Главный инженер «Дирижабльстроя» и одновременно заместитель начальника Московского дирижаблепорта. Помимо выполнения основных обязанностей участвовал в проектировании цехов дирижаблестроительной верфи. Уволен (1935) из «Дирижабльстроя». Руководил воздухоплавательной станцией, действовавшей в ЦПКиО (1935-37) и пользующейся большой популярностью. Три аэростата наблюдения непрерывно поднимали на высоту 150-200 м до 18 человек. Организовал (1936) соревнования, где состязались воздухоплаватели и автомобилисты. Жена (22.5.1917) Александра
Александровна (1890 – ?), урожденная Гарут, – православная,
дочь французского гражданина. Дети: Марина; Татьяна. Арестован (19.11.1937). Осужден (26.12.1937) и приговорен к 8 годам лишения свободы. Последнее письмо жене пришло из Ухтпечлага, куда прибыл (14.2.1938) из Москвы. Умер (2.6.1938) от паралича сердца на
Котласской пересылке. Во время Великой Отечественной войны Москву укрывали и защищали от немецких бомбардировщиков дирижабли с маскировочными сетками, в разработке которых принимал участие. Реабилитирован (23.7.1962) за отсутствием состава преступления.
Источники информации
1. Николаев В. Командир «Астры». – Гатчина: «Гатчинская правда», 24.5.1990.
Брюховецкий Р.И.
|