Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Периоды [38]
Начальники [18]
Преподаватели [16]
Выпускники [3024]
Династии [1]
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Воскресенье, 05.04.2020, 15:23ГлавнаяРегистрацияВход
Школы военных инженеров в 1701-1960 годах
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » Статьи » Училищe » Выпускники

Фабрициус И.Кр.
ФАБРИЦИУС
Йохан Кристиан
(29.5.1890 – 1946)
 
Русский и финляндский военный инженер
Капитан
Подполковник ВС Финляндии
Сотрудник германской разведки
 

 
Родился в семье Йохана Кристиана (Ивана Гавриловича) – военного инженера русской армии, генерал-лейтенанта (1910), изобретателя экликс-лафета для 3-дюймовой пушки, и Александры Свечиной.
Отец был автором очерка Военно-инженерное ведомство в царствование императора Александра I, очерк II, Крепостное строительство, 1903.
Унаследовал оба имени отца – Йохан Кристиан и получил русское имя – Сергей.
1902 – отдан в КК в г. Фредриксхамн (Хамина, Финляндия).
1903 – переведен в Александровский КК.
1907 – поступил в Инженерное училище в Петербурге. Юнкер.
1910 – окончил Николаевское ИУ. Выпущен подпоручиком (15.6.1908) в 20сапб.
Служил в Императорской Русской Армии офицером по фортификации.
1911 – вышел в отставку, устроился в страховую компанию, уехал в Берлин и поступил в «Дойче техникум».
1913 – окончил обучение. Инженер-механик.
Призван на военную службу.
Участник Первой мировой войны.
Воевал в Галиции. Командир сапб. Капитан.
1917 – демобилизовался и переехал в г. Раума (Финляндия).
Назначен на должность полицмейстера.
Участвовал в Освободительной войне (1918), так финны назвали в своей стране Гражданскую войну против Красной гвардии.
Возглавлял отряд Шюцкора г. Уусикаупунки Ништадтского округа, совершил рейд на Аландские острова.
Продолжил службу в армии Финляндии. Майор.
Начальник отдела дорожных и фортификационных работ, созданного при Генштабе для укрепления границы.
Осень 1919 – начальник фортификационного отдела АО «Гранит», которое уже имело опыт выполнения фортификационных работ по поручению российского военного ведомства при возведении оборонительных объектов «Морской крепости Петра Великого».
Помимо немцев, свои проекты по фортификации Карельского перешейка выдвигали и офицеры финской армии. Так, командир 2пд генерал-майор Г. Чеслеф предложил построить укрепленную полосу от берега Финского залива до побережья Ладоги. Задача по составлению такого проекта была возложена на майора Фабрициуса. Проект и его обоснование были одобрены (6.1919).
«Линия Фабрициуса» начиналась от Финского залива, пересекала Карельский перешеек по межозерным дефиле Кипиноланъярви (оз. Высокинское), Куолемаярви (оз. Пионерское), Каукъярви (оз. Красавица), Перкъярви (оз. Большое Кирилловское), Юскъярви (оз. Вишневское), Пуннус-ярви (оз. Красное), а далее шла по северному берегу вуоксинской системы до Тайпале (Соловьево). Интересно отметить, что линия фронта, сдерживавшая наступление КА (12.1939-2.1940), за исключением 25-км участка полностью совпадала с этой линией.
Проект не устроил генерал-майора Чеслефа, поскольку без прикрытия оставалась вся волость Уусикиркко, где у генерала имелась частная собственность, и он  предложил на рассмотрение свой план, по которому западный фланг укрепленной полосы был значительно приближен к советской границе.
Оба проекта так и не осуществились, поскольку после президентских выборов 1919 г. Чеслеф и Фабрициус вышли в отставку.
Фабрициус внес значительный вклад в разработку проектных решений по системе оборонительных сооружений.
1921 – развил идею отца об экликс-лафете и предложил оригинальный проект подъемного лафета для станкового пулемета, опускаемого вручную. За счет наличия особого противовеса эта манипуляция не требовала особых усилий, причем пулемет быстро погружался в специальную шахту бетонного сооружения, где оказывался вне досягаемости прицельного огня противника. В нужный момент пулемет можно было вновь поднять наверх и приготовить к стрельбе. Такое устройство, кроме того, было значительно дешевле установки массивной бронебашни или бронекупола. Эта техническая идея Фабрициуса воплотилась лишь при постройке двух ДОТ под Выборгом – в Нуораа и Ала-Сяйние (ныне Соколинское и Черкасова), а также в 1937 г. при постройке «миллионного» 4-амбразурного пулеметного ДОТ Sk-10 («Суммакюля -10») в укрепленном узле д. Сумма.
Осень 1924 – вышел в отставку и работал инженером.
1927-29 – конструктор АО «Бетонный завод Лохья».
26.2.1932 – по просьбе главного инспектора по техническим вопросам полковника У. Сарлин возглавил работы по строительству укреплений на новом участке линии.
1.4.1932 – врио технического инспектора.
Обучал офицеров и унтер-офицеров технологиям строительства.
1935 – начальник проектно-фортификационного отдела при Генштабе. Подполковник (1936).
С этого времени начался принципиально новый этап проектной работы. Основное внимание уделялось теперь разработке конструкций двух-, трехамбразурных ДОТ фланкирующего огня, хорошо замаскированных и вписанных в местный ландшафт, усиленных бронезащитой и снабженных бронекуполами. 
1938 – вышел в отставку в знак несогласия с урезанием проектов по объемам строительства и финансированию.
На 6 день Зимней войны (советско-финляндской, 30.11.1939-13.3.1940) – был возвращен на службу.
Главный технический смотритель линии «Т», которая должна была превратиться во второй пояс финской обороны на Карельском перешейке. Занимался укреплением обороны линии устаревших ДОТ на Карельском перешейке.
6.2.1940 – возглавил рабочую группу (500 человек), саперный командующий.
3.3.1940 – вновь возвращен к прежним обязанностям на линии «Т».
6.1940 – вышел в отставку по болезни.
Привлекался к проектированию линий укреплений на материковой части полуострова Ханко.
1941-44 – проектированием не занимался.
Военно-политическая ситуация заставила финское правительство пойти на перемирие, по условиям которого Финляндия собственными силами обязалась выдворить немцев со своей территории.
1944 – примкнул к нелегальной военной оппозиции, готовившей вооруженное сопротивление на случай советской оккупации. В конце года на немецкой подлодке был переправлен в Германию, где в Берлине встречался с Э. Кальтенбрунером.
Весна 1945 – прошел обучение в разведывательной школе (г. Швенемюнде). Вместе с напарником был заброшен на территорию Финляндии. Поселился в Турку, где проживала семья.
Работал под оперативным псевдонимом «Доктор Йонас».
12.4.1946 – арестован финской полицией.
Следствие длилось несколько месяцев. Суд вынес обвинение в государственной измене.

Умер в тюрьме от острой почечной недостаточности до оглашения приговора.
 
Источники информации
 
Брюховецкий Р.И.
 
Категория: Выпускники | Добавил: 2051 (20.02.2011)
Просмотров: 1273
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Создать бесплатный сайт с uCozCopyright ВОЛЬВАКОВЦЫ © 2020