Википедия. В 1802 было создано инженерное ведомство. В начале 19 века И.В. состояли из инженерного и понтонного полков (по 6-10 рот). |
Одновременно совершенствуется организационная структура инженерных войск. В 1803 году пионерный полк был разделен на 1-й и 2-й пионерные полки. В каждом из них по 2 пионерных батальона из 3 пионерных и 1 минерной роты, состоящей поровну из саперов и минеров. В 1806 году оба пионерных полка переведены на 3-батальонный состав: 1 минерный и 2 пионерных батальона, каждый из 4 однотипных рот. Всего в полках стало 24 роты. Из них 12 пионерных рот были приданы дивизиям. В 1810 году все батальоны пионерных полков стали именовать пионерными (в каждом по 3 пионерных и 1 минерной роте).
Реорганизация затронула и понтонные подразделения: в 1804 году на базе понтонных рот развертывается понтонный полк из 2 батальонов по 4 роты в каждом. В 1806 году в связи с реорганизацией артиллерийских полков в бригады понтонный полк расформировали, а его роты придали артиллерийским бригадам, для чего потребовалось сформировать еще 16 понтонных рот, не обеспеченных понтонами.
Википедия. К началу Отечественной войны 1812 года в действующей армии насчитывалось уже 10 минерных и пионерных рот. Боевые действия также обеспечивали понтонные роты, состоящие при артиллерии. 14 пионерных и минерных рот находились в крепостях. В этих ротах не было солдат, а были только специалисты офицеры и кондукторы. Рабочая сила для инженерных работ набиралась из числа местных жителей, солдат пехоты. Перед заграничным походом вместо двух пионерных полков были развернуты дополнительно один саперный и два пионерных полка трехбатальонного состава каждый. В целом количество инженерных формирований было доведено до 40 рот (8 саперных, 8 минерных и 24 пионерных). Саперы и минеры использовались при постройке долговременных укреплений и на работах, которые производились при штурме и обороне крепостей. Пионерные подразделения предназначались для устройства дорог, мостов, полевых укреплений, разрушения неприятельских заграждений на направлении действия своих войск. Понтонеры наводили наплавные мосты. |
Отечественная война 1812 года показала возросшее значение инженерных частей в обеспечении боевых действий полевых армий и определила направления дальнейшего совершенствования их организационно-штатной структуры. В соответствии с указом Александра I от 27 декабря 1812 года формируется саперный полк из 3 саперных батальонов (в каждом по 2 саперные и 2 минерные роты); оба пионерных полка сохранены в том же составе, но с заменой минерных рот на пионерные, создается гвардейский саперный батальон из 2 саперных и 2 минерных рот. В результате проведенных мероприятий количество инженерных рот увеличилось до 40. Из них 19 рот пионерных полков и часть понтонных рот участвовали в Заграничном походе 1813-14 гг. Для пополнения инженерных частей действующей армии в 1812 году были развернуты резервные пионерная рота и батальон, а в декабре 1813 года - по резервному пионерному батальону для каждого полка.
После окончания военных действий эти резервные части расформировали. В сентябре 1814 года 8 понтонных рот из артиллерийских бригад были приданы 8 кавалерийским дивизиям, а остальные 16 рот, не имевших понтонов, направлены в крепости и на склады.
Прошедшие военные кампании начала XIX века показали, что полковая организация инженерных войск себя не оправдывает, а в полевых армиях надо иметь более крупные инженерные формирования, чем роты. В июне 1815 года принято решение о переформировании саперного и обоих пионерных полков в отдельные 4-ротные батальоны, которым впервые присвоили собственные номера.
По утвержденным в январе 1816 года штатам 2 саперных батальона состояли из 2 саперных и 2 минерных рот, а 7 пионерных батальонов - из 3 пионерных и 1 саперной роты. Стоящие до этого по разным гарнизонам роты теперь были дислоцированы в составе батальонов, 7 из которых придали корпусам, 1 разместили по крепостям Молдавии и Бессарабии и 1 батальон оставили в резерве. С этого времени батальон становится основной организационной единицей инженерных войск.
В целях совершенствования управления инженерными частями в марте 1819 года 2 саперных и 7 пионерных батальонов объединяются в 1, 2 и 3-ю сводные пионерные бригады (по 2-4 батальона в каждой), которые были приданы 1-й и 2-й армиям. Опыт использования двух отрядов конных саперов в ходе Отечественной войны 1812 года выявил необходимость иметь в кавалерии специальные инженерные формирования. С учетом этого для обеспечения действий кавалерийских дивизий в 1819 году формируется гвардейский конно-пионерный эскадрон, а в 1822-м - армейский конно-пионерный эскадрон (в каждом по 8 офицеров и 342 нижних чина). В 1862 году они были упразднены.
Сохранявшееся подчинение понтонных формирований артиллерийскому ведомству затрудняло их использование в интересах других родов войск полевых армий. Поэтому в апреле 1822 года 8 понтонных рот, имевших понтоны, перешли в подчинение инженерного ведомства и были приданы 1, 2, 3, 4, 5, 6 и 7-му пионерным батальонам и Литовскому корпусу. Теперь они стали именоваться "понтонами такого-то батальона" (в каждом из них по 1 офицеру, 180 нижних чинов и 42 понтона).
Википедия. Чтобы исключить разнобой в наименовании и сократить число штатных расписаний Николай I повелел в 1844 году все инженерные части именовать как саперные. |
Дальнейшее развитие организационно-штатной структуры инженерных войск России в XIX веке характеризуется главным образом ростом количества формирований как полевых, так и крепостных войск, а также включением в их состав новых видов технических формирований.
С 1828 года было возобновлено создание резервных саперных батальонов, количество которых колебалось от 2 до 4 (кроме периода 1876-94 гг., когда их не было). По мере необходимости роты этих батальонов направлялись на пополнение других частей или на формирование новых.
В ходе Русско-турецкой войны 1828-29 гг. было развернуто 3 резервных саперных батальона, один из которых после Крымской войны 1853-56 гг. расформировали, а другой реорганизовали в строевой саперный батальон (в отличие от резервных такие батальоны называли строевыми или действующими).
Википедия. К началу Крымской войны 1853-56 годов в русской армии имелось 9 саперных батальонов, один учебный батальон, два резервных батальона и два конно-пионерных дивизиона. Инженерные войска окончательно отделились от артиллерии, оформившись в самостоятельный род войск. К концу первой четверти XIX в. их численность превысила 21 тыс. чел., что составляло около 2,3 % всего состава армии. |
Накануне Русско-турецкой войны 1877-78 гг. 4 резервных саперных батальона были преобразованы во 2, 7, 10 и 3-й Кавказские саперные батальоны.
В периоды военных кампаний формировались также запасные саперные батальоны и роты, которые готовили маршевое пополнение для инженерных частей действующей армии. Во время Крымской войны 1853-56 было организовано 2 таких батальона, а в период Русско-турецкой 1877-78 действовали 3 запасных саперных батальона и рота, расформированные по окончании военных действий.
В 1822 году был создан учебный саперный батальон (с 1857 - полубатальон), который в 1860 году был упразднен.
В войсках стал применяться электрический способ подрыва пороховых зарядов, и для проведения таких работ в 1840 году сформировали гальваническую команду. Для подготовки специалистов подводно-минного дела в 1857 году развернули учебную гальваническую роту (с 1891 - электротехническая рота). Во время Русско-турецкой войны 1877-78 в полевой армии действовала гальваническо-саперная рота.
К работам по совершенствованию укреплений крепостей обычно привлекали строевые саперные батальоны, что отрицательно сказывалось на их боевой выучке. Поэтому с 20-х годов XIX века создаются специальные строительные формирования: военно-рабочие команды, а затем военностроительные батальоны, занимающиеся крепостным и казарменным строительством.
В эти годы шло совершенствование организации и подчиненности понтонных формирований. Понтонные отделения из-за своей громоздкости сковывали маневренность саперных батальонов, при которых они состояли. Поэтому в мае 1832 года 6 понтонных отделений передали в 2 резервных саперных батальона и переименовали их в фурштатские (понтонные) роты, а 2 понтонных отделения расформировали.
В 1850 году фурштатские роты стали именоваться понтонными парками, а 6 саперных рот резервных саперных батальонов преобразовали в понтонные роты.
В связи с расформированием резервных саперных батальонов в 1857 году понтонные парки и понтонные роты выделены в 1, 2, 3, 4, 5 и 6-й отдельные понтонные парки, которые с 1864 года именуются понтонными полубатальонами, а с 1877 года - понтонными батальонами (2-ротного состава), количество которых к концу века увеличилось до 8.
В ходе военных реформ 1860-70-х годов в европейской части России создаются военные округа. С 1865 года округа образуются в восточной части империи и там начинают формировать саперные роты: оренбургскую, восточно- и западно-сибирские, закаспийскую, которые постепенно преобразуют в саперные батальоны.
Википедия. В 1873 году в России было учреждено Особое совещание по стратегическому положению страны, которое на основе плана, разработанного Э.И.Тотлебеном, постановило провести комплекс военно-строительных работ. За 35 лет военными строителями были построены крепости Новогеоргиевск, Варшавская цитадель, Зегрис, Брест-Литовск, Осовец, Ковно, Ивангород, застава Дубро и различные укрепления и сооружения. К началу Русско-турецкой войны 1877-78 гг. инженерные войска составляли 2,8 % полевой армии (20,5 тыс. чел.). В инженерных войсках вновь появились новые специальности: воздухоплавание и голубиная связь. |
Для обеспечения частей действующей армии основными средствами инженерного вооружения в 70-х годах XIX века создаются инженерные парки с запасами шанцевого инструмента, взрывчатого вещества и другого имущества. 2 полевых инженерных парка имели запасы такого имущества для 24 дивизий и 24 саперных рот, а в 2 крепостных инженерных парках было по 4 отделения, каждое из которых имело необходимые средства для осады одной крепости.
В XIX веке шло постепенное сокращение количества крепостей. В то же время вместо команд там стали развертывать крепостные саперные роты, количество которых к 1890 году возросло до 12.
На развитии организационной структуры инженерных войск сказывалось все более широкое использование в военном деле достижений научно-технического прогресса. В связи с этим в русской армии появляются новые технические формирования, которые объединяются в рамках инженерных войск. В 1851 году в их состав включили 14 военно-рабочих, 2 кондукторских и 1 телеграфную роты, предназначенные для охраны и эксплуатации Петербургско-Московской железной дороги.
С 1870 года создаются железнодорожные военные команды общей численностью около тысячи человек (из них до 250 саперов), которые распределяются по другим железным дорогам. Для строительства новых магистралей организуют временные военно-строительные бригады.
С 1876 года стали формироваться железнодорожные батальоны (в каждом по 2 строительные и 2 эксплуатационные роты), которые по одному были включены в состав 1, 2, 3 и 4-й саперных бригад, а в 1886 году сведены в железнодорожную бригаду.
В 1870 году создают первые 6 военно-походных телеграфных парков. В каждом из них было по
С 1890 года в Брест-Литовской, Ивангородской, Варшавской и Новогеоргиевской крепостях организуют первые крепостные военные телеграфы. В зависимости от дальности обеспечения связи они подразделялись на 3 разряда.
Телеграфный парк 1-го разряда имел от 60 до 100 верст провода и от 20 до 30 приемопередающих станций.
Помимо телеграфной связи в русской армии использовалась голубиная почта. Еще в 1888 году в указанных выше крепостях создают военно-голубиные станции, количество которых к 1904 году увеличилось до 10. Эти станции обеспечивали голубиную связь на расстоянии до
Применение инженерными войсками подводных мин для устройства морских и речных заграждений, разрушения мостов и переправ обусловило необходимость формирования в 1890 году в при морских крепостях 8 крепостных минных рот, а в 1892 году - 2 речных минных рот.
В связи с применением в военных целях аэростатов в 1890 году в Петербурге был организован учебный воздухоплавательный парк, а со следующего года стали создавать крепостные воздухо-плавательные отделения. Они использовались для корректировки огня артиллерии и наблюдения за противником.
К концу XIX века в инженерных войсках было 7 крепостных военных телеграфов, 7 железнодорожных батальонов, сведенных в бригаду, 11 крепостных минных и 3 речные минные роты, 5 крепостных воздухоплавательных отделений, несколько учебных школ и отрядов, готовящих кадры для этих формирований. В силу этого инженерные войска, по существу, превратились в технический род войск.
Что же касается гвардейских формирований инженерных войск, то кроме упомянутых лейб-гвардии саперного батальона, конно-пионерного эскадрона, команд пионеров и понтонеров артиллерийского полка к императорской гвардии были причислены также гвардейские инженеры, существовавшие с 1822 по 1865 год в некоторых частях гвардии. На время военных действий обычно развертывались гвардейские запасные и резервные саперные роты.
Википедия. К концу XIX века в полевых войсках было 29 саперных батальонов, 2 саперные роты и 2 резервных саперных батальона. Как технический род войск инженерные войска предназначались для обеспечения боевых действий пехоты, артиллерии и кавалерии, ведения крепостного строительства, выполнения инженерных задач при осаде и обороне крепостей, минной войны, устройства путей и переправ, телеграфных линий и имели в своем составе саперов, понтонеров, минеров, электриков, воздухоплавателей, военных железнодорожников, связистов. |
ОГЛАВЛЕНИЕ < часть 1 < часть 2 > часть 3