Википедия. В 1900 году в состав инженерных войск входило 25,5 саперных батальона, сведенных в 7 саперных бригад, 8 понтонных батальонов, 6 полевых инженерных парков, 2 осадных парка, 1 железнодорожная бригада (3 батальона), 2 отдельных железнодорожных батальона, 12 отдельных рот, 6 крепостных военных телеграфов и 4 воздухоплавательных парка. Личный состав инженерных войск насчитывал 31329 человек. Резервом инженерных войск являлись крепостные войска, включавшие в |
В ходе Русско-японской войны 1904-05 гг. возростает роль инженерных войск; появляются телеграфные и полевые воздухоплавательные батальоны и растет количество частей инженерных войск: всего было сформировано 12 батальонов (4 саперных, 3 понтонных, 2 телеграфных, 3 полевых воздухоплавательных) и 12 отдельных рот (4 саперные, 4 телеграфные, 2 крепостные минные, по одной понтонной и воздухоплавательной). Для пополнения инженерных частей действующей армии было создано также 3 резервных и один запасной саперные батальоны. В 1906-1907 гг. все части полевых инженерных войск азиатской части России были сведены в туркестанскую, приамурскую, иркутскую и омскую саперные бригады разного состава.
Википедия. В начале войны инженерные формирования Маньчжурской армии имели всего 2800 чел. - к концу войны они насчитывали уже 21000. К этому времени на Дальнем Востоке находилось: саперных батальонов - 20; понтонных батальонов - 4; воздухоплавательных батальонов - 3; телеграфных батальонов - 2; крепостных саперных рот - 4; минных рот - 5; воздухоплавательных рот - 1; искровых рот - 2; крепостных телеграфов - 1. (Бескровный Л. Г., 1986). |
Википедия. Дальнейшее развитие и техническое оснащение инженерных войск особенно в ходе Первой Мировой войны, а также невероятная перегрузка управленческих органов инженерных войск в связи с резким ростом численности авиации, автомобильных частей, подразделений бронемашин привела к выделению в самостоятельные рода войск авиации, и автомобильных частей. Численность инженерных войск к началу 1917 года составляла до 6% общей численности армии. |
В ходе войны для вновь развертываемых армейских корпусов создаются саперные батальоны, в состав которых вводится по четвертой саперной роте. В 1915 году из инженерных войск выделяют автомобильные и автоброневые части, затем воздухоплавательные и авиационные, а в 1916-м - прожекторные формирования. В целях повышения самостоятельности армейских корпусов и пехотных дивизий в инженерном отношении в ноябре 1916 года усиливается войсковое звено инженерных войск. Корпусные саперные батальоны были развернуты в инженерные полки (1994 человека), включавшие саперный батальон из двух саперных и одной дорожно-мостовой роты, технический батальон из двух телеграфных и одной прожекторной роты. В каждой пехотной дивизии формируется штатная инженерная рота (458 человек) из двух саперных полурот, телеграфно-кабельного отделения и паркового взвода, а в пехотных полках - саперные команды по 120 человек. В результате проведенной реорганизации численность личного состава войскового звена инженерных войск возросла более чем в два раза. В марте 1917 года инженерные формирования создаются и в кавалерии: в корпусе - отдельная инженерная рота, а в дивизии - отдельная саперная полурота из двух взводов. Понтонные батальоны оставались в подчинении фронта и придавались корпусам при необходимости.
В 1916 году инженерным войскам переподчинили военно-дорожные отряды, до этого находившиеся в ведении службы военных сообщений. В конце 1917 года в составе инженерных войск российской армии было 69 корпусных инженерных полков, 202 дивизионные инженерные роты, 7 отдельных крепостных саперных батальонов, 145 отдельных саперных рот, 8 инженерных парков, 19 понтонных и 4 моторно-понтонных батальона, а также запасные инженерные, учебные, военно-строительные, телеграфные и радиотелеграфные формирования. В сохранившихся крепостях были 23 крепостные саперные роты, а также саперные, минные, военно-телеграфные полки.
Таким образом, развитие организационной структуры полевых инженерных войск русской армии шло от отдельных рот, затем номинально сведенных в батальоны и полки, к созданию отдельных саперных батальонов, составлявших основу этих войск. В дальнейшем батальоны были сведены в саперные бригады, состав которых не был постоянным. В них также входили понтонные, телеграфные, воздухоплавательные и другие специализированные формирования.
В 1910 году бригадная система была упразднена и в армейских корпусах стало создаваться войсковое звено инженерных войск. Структура крепостных (гарнизонных) инженерных войск развивалась от отдельных команд к ротной и батальонной организации с созданием по мере необходимости различных специализированных технических формирований, количество и состав которых определялись значением той или иной крепости на театре военных действий.
В начале XX века деление инженерных войск на полевые и крепостные утрачивает свое значение, и в годы Первой мировой войны происходит дальнейшее усиление их войскового (тактического) звена в целях повышения самостоятельности пехотных и кавалерийских формирований в инженерном отношении. Постоянное совершенствование организационной структуры инженерных войск способствовало улучшению управления ими и более успешному решению усложняющихся задач обеспечения боевых действий частей и соединений различных родов войск, прежде всего пехоты и кавалерии. Опыт организационного строительства инженерных войск России был использован при создании и развитии этих войск Красной армии.
Нами использованы также
сайты
Инженерные и военно-строительные войска, Инженерные войска
и статья из Энциклопедического словаря Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона