Меню сайта
Форма входа

Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Среда, 24.04.2024, 08:26ГлавнаяРегистрацияВход
Школы военных инженеров в 1701-1960 годах
Приветствую Вас Гость | RSS
Часть 2
 
В соответствии с указом Александра I от 23 октября 1802 года инженерное ведомство выводится из ведения Артиллерийской экспедиции и создается самостоятельная Инженерная экспедиция (с 1810 - Инженерный департамент) в составе Военного министерства, которой подчинялись все формирования инженерных войск (кроме понтонных, остающихся пока при артиллерии). Так инженерные войска были признаны самостоятельным родом войск в составе русской армии.

Википедия. В 1802 было создано инженерное ведомство. В начале 19 века И.В. состояли из инженерного и понтонного полков (по 6-10 рот).

Одновременно совершенствуется организационная структура инженерных войск. В 1803 году пионерный полк был разделен на 1-й и 2-й пионерные полки. В каждом из них по 2 пионерных батальона из 3 пионерных и 1 минерной роты, состоящей поровну из саперов и минеров. В 1806 году оба пионерных полка переведены на 3-батальонный состав: 1 минерный и 2 пионерных батальона, каждый из 4 однотипных рот. Всего в полках стало 24 роты. Из них 12 пионерных рот были приданы дивизиям. В 1810 году все батальоны пионерных полков стали именовать пионерными (в каждом по 3 пионерных и 1 минерной роте).

Реорганизация затронула и понтонные подразделения: в 1804 году на базе понтонных рот развертывается понтонный полк из 2 батальонов по 4 роты в каждом. В 1806 году в связи с реорганизацией артиллерийских полков в бригады понтонный полк расформировали, а его роты придали артиллерийским бригадам, для чего потребовалось сформировать еще 16 понтонных рот, не обеспеченных понтонами.

Википедия. К началу Отечественной войны 1812 года в действующей армии насчитывалось уже 10 минерных и пионерных рот. Боевые действия также обеспечивали понтонные роты, состоящие при артиллерии. 14 пионерных и минерных рот находились в крепостях. В этих ротах не было солдат, а были только специалисты офицеры и кондукторы. Рабочая сила для инженерных работ набиралась из числа местных жителей, солдат пехоты. Перед заграничным походом вместо двух пионерных полков были развернуты дополнительно один саперный и два пионерных полка трехбатальонного состава каждый. В целом количество инженерных формирований было доведено до 40 рот (8 саперных, 8 минерных и 24 пионерных). Саперы и минеры использовались при постройке долговременных укреплений и на работах, которые производились при штурме и обороне крепостей. Пионерные подразделения предназначались для устройства дорог, мостов, полевых укреплений, разрушения неприятельских заграждений на направлении действия своих войск. Понтонеры наводили наплавные мосты.

Отечественная война 1812 года показала возросшее значение инженерных частей в обеспечении боевых действий полевых армий и определила направления дальнейшего совершенствования их организационно-штатной структуры. В соответствии с указом Александра I от 27 декабря 1812 года формируется саперный полк из 3 саперных батальонов (в каждом по 2 саперные и 2 минерные роты); оба пионерных полка сохранены в том же составе, но с заменой минерных рот на пионерные, создается гвардейский саперный батальон из 2 саперных и 2 минерных рот. В результате проведенных мероприятий количество инженерных рот увеличилось до 40. Из них 19 рот пионерных полков и часть понтонных рот участвовали в Заграничном походе 1813-14 гг. Для пополнения инженерных частей действующей армии в 1812 году были развернуты резервные пионерная рота и батальон, а в декабре 1813 года - по резервному пионерному батальону для каждого полка.

После окончания военных действий эти резервные части расформировали. В сентябре 1814 года 8 понтонных рот из артиллерийских бригад были приданы 8 кавалерийским дивизиям, а остальные 16 рот, не имевших понтонов, направлены в крепости и на склады.

Прошедшие военные кампании начала XIX века показали, что полковая организация инженерных войск себя не оправдывает, а в полевых армиях надо иметь более крупные инженерные формирования, чем роты. В июне 1815 года принято решение о переформировании саперного и обоих пионерных полков в отдельные 4-ротные батальоны, которым впервые присвоили собственные номера.

По утвержденным в январе 1816 года штатам 2 саперных батальона состояли из 2 саперных и 2 минерных рот, а 7 пионерных батальонов - из 3 пионерных и 1 саперной роты. Стоящие до этого по разным гарнизонам роты теперь были дислоцированы в составе батальонов, 7 из которых придали корпусам, 1 разместили по крепостям Молдавии и Бессарабии и 1 батальон оставили в резерве. С этого времени батальон становится основной организационной единицей инженерных войск.

В целях совершенствования управления инженерными частями в марте 1819 года 2 саперных и 7 пионерных батальонов объединяются в 1, 2 и 3-ю сводные пионерные бригады (по 2-4 батальона в каждой), которые были приданы 1-й и 2-й армиям. Опыт использования двух отрядов конных саперов в ходе Отечественной войны 1812 года выявил необходимость иметь в кавалерии специальные инженерные формирования. С учетом этого для обеспечения действий кавалерийских дивизий в 1819 году формируется гвардейский конно-пионерный эскадрон, а в 1822-м - армейский конно-пионерный эскадрон (в каждом по 8 офицеров и 342 нижних чина). В 1862 году они были упразднены.

Сохранявшееся подчинение понтонных формирований артиллерийскому ведомству затрудняло их использование в интересах других родов войск полевых армий. Поэтому в апреле 1822 года 8 понтонных рот, имевших понтоны, перешли в подчинение инженерного ведомства и были приданы 1, 2, 3, 4, 5, 6 и 7-му пионерным батальонам и Литовскому корпусу. Теперь они стали именоваться "понтонами такого-то батальона" (в каждом из них по 1 офицеру, 180 нижних чинов и 42 понтона).

Необходимо подчеркнуть, что личный состав различных инженерных формирований первоначально специализировался на выполнении определенных военно-инженерных работ. Так, саперы главным образом выполняли сложные фортификационные работы, минеры занимались подземно-минной борьбой при осаде и обороне крепостей, а пионеры предназначались прежде всего для строительства дорог, полевых мостов и укреплений, разрушения заграждений и препятствий на пути движения войск. В то же время инженерное обеспечение боевых действий войск часто требовало одновременного выполнения этих видов работ, для чего саперы и минеры распределялись по пионерным подразделениям. Так постепенно шла универсализация личного состава инженерных формирований, и они стали выполнять все виды военно-инженерных работ. В связи с этим в октябре 1829 года пионерные батальоны и бригады переименовали в саперные, а в декабре 1844-го минерные и пионерные роты этих батальонов также стали называться саперными.

Википедия. Чтобы исключить разнобой в наименовании и сократить число штатных расписаний Николай I повелел в 1844 году все инженерные части именовать как саперные.

Дальнейшее развитие организационно-штатной структуры инженерных войск России в XIX веке характеризуется главным образом ростом количества формирований как полевых, так и крепостных войск, а также включением в их состав новых видов технических формирований.

С 1828 года было возобновлено создание резервных саперных батальонов, количество которых колебалось от 2 до 4 (кроме периода 1876-94 гг., когда их не было). По мере необходимости роты этих батальонов направлялись на пополнение других частей или на формирование новых.

В ходе Русско-турецкой войны 1828-29 гг. было развернуто 3 резервных саперных батальона, один из которых после Крымской войны 1853-56 гг. расформировали, а другой реорганизовали в строевой саперный батальон (в отличие от резервных такие батальоны называли строевыми или действующими).

Википедия. К началу Крымской войны 1853-56 годов в русской армии имелось 9 саперных батальонов, один учебный батальон, два резервных батальона и два конно-пионерных дивизиона. Инженерные войска окончательно отделились от артиллерии, оформившись в самостоятельный род войск. К концу первой четверти XIX в. их численность превысила 21 тыс. чел., что составляло около 2,3 % всего состава армии.

Накануне Русско-турецкой войны 1877-78 гг. 4 резервных саперных батальона были преобразованы во 2, 7, 10 и 3-й Кавказские саперные батальоны.

В периоды военных кампаний формировались также запасные саперные батальоны и роты, которые готовили маршевое пополнение для инженерных частей действующей армии. Во время Крымской войны 1853-56 было организовано 2 таких батальона, а в период Русско-турецкой 1877-78 действовали 3 запасных саперных батальона и рота, расформированные по окончании военных действий.

В 1822 году был создан учебный саперный батальон (с 1857 - полубатальон), который в 1860 году был упразднен.

В войсках стал применяться электрический способ подрыва пороховых зарядов, и для проведения таких работ в 1840 году сформировали гальваническую команду. Для подготовки специалистов подводно-минного дела в 1857 году развернули учебную гальваническую роту (с 1891 - электротехническая рота). Во время Русско-турецкой войны 1877-78 в полевой армии действовала гальваническо-саперная рота.

К работам по совершенствованию укреплений крепостей обычно привлекали строевые саперные батальоны, что отрицательно сказывалось на их боевой выучке. Поэтому с 20-х годов XIX века создаются специальные строительные формирования: военно-рабочие команды, а затем военностроительные батальоны, занимающиеся крепостным и казарменным строительством.

В эти годы шло совершенствование организации и подчиненности понтонных формирований. Понтонные отделения из-за своей громоздкости сковывали маневренность саперных батальонов, при которых они состояли. Поэтому в мае 1832 года 6 понтонных отделений передали в 2 резервных саперных батальона и переименовали их в фурштатские (понтонные) роты, а 2 понтонных отделения расформировали.

В 1850 году фурштатские роты стали именоваться понтонными парками, а 6 саперных рот резервных саперных батальонов преобразовали в понтонные роты.

В связи с расформированием резервных саперных батальонов в 1857 году понтонные парки и понтонные роты выделены в 1, 2, 3, 4, 5 и 6-й отдельные понтонные парки, которые с 1864 года именуются понтонными полубатальонами, а с 1877 года - понтонными батальонами (2-ротного состава), количество которых к концу века увеличилось до 8. 

В ходе военных реформ 1860-70-х годов в европейской части России создаются военные округа. С 1865 года округа образуются в восточной части империи и там начинают формировать саперные роты: оренбургскую, восточно- и западно-сибирские, закаспийскую, которые постепенно преобразуют в саперные батальоны.

Википедия. В 1873 году в России было учреждено Особое совещание по стратегическому положению страны, которое на основе плана, разработанного Э.И.Тотлебеном, постановило провести комплекс военно-строительных работ. За 35 лет военными строителями были построены крепости Новогеоргиевск, Варшавская цитадель, Зегрис, Брест-Литовск, Осовец, Ковно, Ивангород, застава Дубро и различные укрепления и сооружения.

К началу Русско-турецкой войны 1877-78 гг. инженерные войска составляли 2,8 % полевой армии (20,5 тыс. чел.). В инженерных войсках вновь появились новые специальности: воздухоплавание и голубиная связь.

Для обеспечения частей действующей армии основными средствами инженерного вооружения в 70-х годах XIX века создаются инженерные парки с запасами шанцевого инструмента, взрывчатого вещества и другого имущества. 2 полевых инженерных парка имели запасы такого имущества для 24 дивизий и 24 саперных рот, а в 2 крепостных инженерных парках было по 4 отделения, каждое из которых имело необходимые средства для осады одной крепости.

В XIX веке шло постепенное сокращение количества крепостей. В то же время вместо команд там стали развертывать крепостные саперные роты, количество которых к 1890 году возросло до 12.

На развитии организационной структуры инженерных войск сказывалось все более широкое использование в военном деле достижений научно-технического прогресса. В связи с этим в русской армии появляются новые технические формирования, которые объединяются в рамках инженерных войск. В 1851 году в их состав включили 14 военно-рабочих, 2 кондукторских и 1 телеграфную роты, предназначенные для охраны и эксплуатации Петербургско-Московской железной дороги.

С 1870 года создаются железнодорожные военные команды общей численностью около тысячи человек (из них до 250 саперов), которые распределяются по другим железным дорогам. Для строительства новых магистралей организуют временные военно-строительные бригады.

С 1876 года стали формироваться железнодорожные батальоны (в каждом по 2 строительные и 2 эксплуатационные роты), которые по одному были включены в состав 1, 2, 3 и 4-й саперных бригад, а в 1886 году сведены в железнодорожную бригаду.

В 1870 году создают первые 6 военно-походных телеграфных парков. В каждом из них было по 35 км телеграфных линий и 1000 м подводного кабеля. В 1876 году эти парки переименовали в военно-телеграфные и стали формировать новые из расчета по парку на каждый саперный батальон. В 1894 году парки переформировали в телеграфные роты, которые ввели в состав саперных батальонов.

С 1890 года в Брест-Литовской, Ивангородской, Варшавской и Новогеоргиевской крепостях организуют первые крепостные военные телеграфы. В зависимости от дальности обеспечения связи они подразделялись на 3 разряда.

Телеграфный парк 1-го разряда имел от 60 до 100 верст провода и от 20 до 30 приемопередающих станций.

Помимо телеграфной связи в русской армии использовалась голубиная почта. Еще в 1888 году в указанных выше крепостях создают военно-голубиные станции, количество которых к 1904 году увеличилось до 10. Эти станции обеспечивали голубиную связь на расстоянии до 300 км от 1 до 4 направлений и в зависимости от этого подразделялись на 4 разряда. Для обслуживания связи на каждом направлении на станции содержалось до 250 пар голубей. Так, Брест-Литовская военно-голубиная станция 1-го разряда обеспечивала связь на 4 направлениях, а Севастопольская станция 4-го разряда - на 1 направлении.

Применение инженерными войсками подводных мин для устройства морских и речных заграждений, разрушения мостов и переправ обусловило необходимость формирования в 1890 году в при морских крепостях 8 крепостных минных рот, а в 1892 году - 2 речных минных рот.

В связи с применением в военных целях аэростатов в 1890 году в Петербурге был организован учебный воздухоплавательный парк, а со следующего года стали создавать крепостные воздухо-плавательные отделения. Они использовались для корректировки огня артиллерии и наблюдения за противником.

К концу XIX века в инженерных войсках было 7 крепостных военных телеграфов, 7 железнодорожных батальонов, сведенных в бригаду, 11 крепостных минных и 3 речные минные роты, 5 крепостных воздухоплавательных отделений, несколько учебных школ и отрядов, готовящих кадры для этих формирований. В силу этого инженерные войска, по существу, превратились в технический род войск.

Что же касается гвардейских формирований инженерных войск, то кроме упомянутых лейб-гвардии саперного батальона, конно-пионерного эскадрона, команд пионеров и понтонеров артиллерийского полка к императорской гвардии были причислены также гвардейские инженеры, существовавшие с 1822 по 1865 год в некоторых частях гвардии. На время военных действий обычно развертывались гвардейские запасные и резервные саперные роты.

По мере роста количества частей полевых инженерных войск создаются саперные бригады. К концу XIX века все полевые инженерные части Европейской России и Кавказа (25 саперных батальонов, 8 понтонных батальонов и 2 резервных саперных батальона) организационно входили в 7 саперных бригад (1, 2, 3, 4, 5, 6-ю и Кавказскую бригады). В разное время бригады состояли из 2-5 саперных батальонов, 1-2 понтонных батальонов, а в отдельные периоды в их составе были военно-телеграфные парки, железнодорожные и резервные саперные батальоны. Периодически устанавливался единый штатный состав для всех саперных бригад, но он потом нарушался в связи с введением в некоторые бригады новых частей.

Википедия. К концу XIX века в полевых войсках было 29 саперных батальонов, 2 саперные роты и 2 резервных саперных батальона. Как технический род войск инженерные войска предназначались для обеспечения боевых действий пехоты, артиллерии и кавалерии, ведения крепостного строительства, выполнения инженерных задач при осаде и обороне крепостей, минной войны, устройства путей и переправ, телеграфных линий и имели в своем составе саперов, понтонеров, минеров, электриков, воздухоплавателей, военных железнодорожников, связистов.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ  <  часть 1  <  часть 2  >  часть 3

 


Создать бесплатный сайт с uCozCopyright ВОЛЬВАКОВЦЫ © 2024