Меню сайта
Форма входа

Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Среда, 01.04.2020, 04:35ГлавнаяРегистрацияВход
Школы военных инженеров в 1701-1960 годах
Приветствую Вас Гость | RSS
КУЛОН (ДЕКУЛОН)
Алферий (Арефий), де

(?-1735или40)

француз на русской службе

http://feb-web.ru/feb/rosarc/raa/raa-607-.htm

инженер-полковник, генерал-майор (1721), генерал-лейтенант (1727).

В 1719 году Деклапиръ Колонгъ (Де-Кулонъ) был назначен в чине полковника начальником Инженерной роты, где воспитанники школы считались рядовыми (А.И.Савельев).

22.12.1722 года де Кулонг в ранге "генерал-директора над всеми крепостями" возглавил особую Инженерную контору, входившую тогда в состав Канцелярии Главной артиллерии и фортификации.
Сразу же после назначения на эту должность, Кулон вытребовал у царя для практических занятий учащихся Канецкую крепость, затем потребовал для школы отдельных помещений…
 
* * *

22 октября 1721 года Петр стал императором и в том же году Кулону присвоено звание генерал-майора. Конечно же, он не за особые заслуги в руководстве Ротой, пожалован был высочайше в генералы. В найденных нами материалах о "французе на русской службе", которые хоть и содержат некоторые противоречия, но выразительно показывают его путь к такому расположению Петра, успевшему оценить заслуги Алферия де Кулона - в 1725 году, в результате болезни, император-новатор умирает.
Нами продолжается поиск сведений о Кулоне и его Великих современниках, прозорливо разглядевших в нем соратника, преданного делу Петра, и вместе с которыми он подвергся гонениям со стороны Меншикова, после неудачи в Курляндии, начавшего помышлять устроить себе величие в собственном отечестве. В недоброжелателях Меншикова оказались дипломат П.А. Толстой, генерал-лейтенанты И.И. Бутурлин и Девиер (петербургский генерал-полицмейстер в 1718-1727, граф, был женат на сестре Меншикова Анне Даниловне), обер-прокурор сената Г.Г. Скорняков-Писарев (преданнейший Петру его сподвижник и ближайший помощник первого российского генерал-прокурора П.И. Ягужинского), обер-гофмаршал А.Л.Нарышкин, генерал А.И. Ушаков (сын бедного дворянина, ставший графом, с 1718 года состоял при тайной розыскной канцелярии, а с 1731 - ее начальник) и др.
 
* * * 
 
…В январе 1703 года Петр I приказал строить в Вышнем Волочке между Тверцой и Цной канал для соединения Волги с бассейном Балтики. Выполнение работы поручили шлюзовым мастерам, выписанным из Голландии, а надзор за всем делом доверили стольникам Василию и Матвею Гагариным. Иностранные мастера выполнили работу очень плохо.

В 1709 году капитан Маврин совершил первую неудавшуюся попытку провести суда с Волги в Петербург. Суда "тялки" зазимовали на водоразделе и только в 1710 году добрались до Меты.

В 1711 году новая попытка провода судов с Волги по Вышневолоцкой системе также оказалась "Трудностью сего хода несказанной".

Привлечение новых иноземных специалистов (Вестри, Кулон) не помогло делу. За каких-нибудь десять лет сооружения обветшали, вся Вышневолоцкая система пришла в упадок, несмотря на заботы Петра I и Александра Меншикова, который занимался ею "яко губернатор того места".

Дело исправил Сердюков, которого Петр I заметил, когда тот был еще приказчиком у купца Евреинова в Астрахани. Обратив внимание на находчивого и деятельного Сердюкова, Петр I с той поры не забывал о нем, выдвигал и давал ему ответственные поручения.

http://carpenter.bofh.ru/texts/danilewsky.html

 

…В июне 1717 года Меншиков А.Д. начал производить следствие по делу о повреждении шлюза на канале, которым были соединены реки Цна и Тверца. В отчете царю он указал, в частности: "…посылал нарочно новгородского дворянина Пустошкина ниже Мстинских порогов реками, озерами и всякими проливами до Мологи, дабы осмотреть, как устроить сообщение с Волгою. Пустошкин ездил и привез чертеж, из которого я выразумел, что ничего еще нельзя сделать. Поэтому я послал туда полковника инженера Кулона, чтоб по чертежу Пустошкина осмотрел, можно ли что там сделать, сделал бы особый от себя чертеж и мне об этом репортовал. Кулон репортовал, что находит вполне возможным устроить это дело, и в непродолжительном времени, а именно в два года, если добрые будут надзиратели".

http://history-rus1.narod.ru/soloviev80.html

                                                               

Юрнал 1717 году… АВГУСТ… В 21 день,  то есть в среду, его светлость (Петр I) в 5-м часу пополуночи встав и убрався, изволил отправлять ардинальные дела, потом изволил итти по острову гулять, и быв на месте полковника Колтовского, прибыл в дом свой и довольно дел отправлять изволил, к тому прибыли его сиятельство сенатор граф Матвеев и другие господа офицеры. И по отправлении дел во 12-м часу с его сиятельством купно изволили кушать, при том был полковник Кулон и другие придворные. После кушанья оные в скором розъехались времяни, а его светлость <···>

Юрнал 1718 году… ИЮЛЬ… В 3 день, то есть в четверток, его светлость в 6-м часу пополуночи встав и убрався, изволил в покоях слушать дел. В 10-м часу прислал его царское величества генерала-отъютанта Девиэра, дабы его светлость ехал к его величеству, куда того ж часу отъехал. И по прибытии довольно о разных делех розговаривая, купно изволили кушать. После кушанья быв до 3 часу пополудни, отъехал в дом свой и по прибытии довольно дел отправлять изволил, потом был в покоях. В 7-м часу пополудни прибыл господин маеор Карчмин, инженер-полковник Кулон и другие, с которыми его светлость о исполнении его царскаго величества угодных дел советуя с час, оные розъехались, а его светлость, откушав вечернее кушанье, лег опочивать. День был с утра сумрачен, к полюдню стало быть ясно, и был ветр с моря.

Повседневные записки делам князя А.Д. Меншикова.

http://feb-web.ru/feb/rosarc/raa/raa-607-.htm,

http://feb-web.ru/feb/rosarc/raa/raa-097-.htm,

http://feb-web.ru/feb/rosarc/raa/raa-188-.htm

 

СЫН ОТЕЧЕСТВА

 ИСТОРИЧЕСКИЙ, ПОЛИТИЧЕСКИЙ, ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ

Известие фельмаршала графа Миниха о Ладожском канале

134

…Сии  перемены  вод в  Ладожском озере, о которых я первой в 1723 году донес Петру Великому, подали причину между Инженерами к великим прениям и к разным мнениям в разсуждении строения канала, и для того Государь Петр Великий повелел учредить особливую Koммисию. Члены оной были: Генерал-Лейтенант де Кулон, первой Российской Империи Инженер, я, Генерал-Лейтенант, Генерал Мop Дебрини,

135

Инженер Писарев, Генерал Маиор и Капитан-Порутчик Бомбардирской роты Гвардии Преображенскаго полку, которому поручено было надзирание над строением канала, и которой Математическим Hаукам на Государевом коште обучился в Берлине; Kапитан Командор Лен, которой находился при строении Кронштатскаго канала и тамошних гаваней; он имел доверенность от Государя. IIIлюзный мастер Г. Гаутер, родом Голланец, и Г. Литцельрот, машинный мастер, родом Немец  для гидравлических машин, потребных при строении канала.

136

Писарев, шлюзные мастера и подрядчики, принявшие на себя сию работу, были под покровительством Князя Меншикова.

Сей Князь хотел присвоить себе честь наиважнейшаго строения, которое Императору всех других приятнее было, 

137

и которое для него было прибыльно. Для сей причины Генерал Лейтенант де Кулон и Генерал Maиop Дебрини, опасаясь, чтоб не прийти в немилость у Меншикова, приняли сторону Писарева.

154

…Я представлял Государю, что по учиненной мною с Генерал Порутчиком де Кулоном, Генерлом Маиором Дебрином и Капитаном Командором Леном нивеллации, найдено нами, что сей пригорок 10 аршинами выше обыкновенной поверхности воды, и как сам канал глубиною должен быть в 3 аршина, то надобно будет копать землю на 13 аршин, не щитая  кювета, и следовательно канал в семь месте будет глубже Кронштатскаго, над которым работа продолжалась уже  несколько лет, хотя он длиною только в 225 саженей и следовательно меньше нежели сей, Писаревым предложенный. Я представлял Государю профиль онаго, уверяя, что ежели Его Величеству угодно будет провесть канал около сего пригорка, то я окончаю его меньше нежели в год;   проводя канал прямо поперег пригорка, надобно будет употребить несколько лет. Г. де Кулон подтверждал последний прожект в пользу Писарева;

155

но Государь Император, глядя на профиль, которой держал перед собою, и ведая, коликое употреблено уже иждивение на Кронштатский канал, сказал Генерал-Лейтенанту де Кулону: "Вам надобно искать другую линию." На что Г. де Кулон безразсудно ответствовал, что для наступающей зимы не соблаговолит ли Его Величество отложить cиe дело до будущей весны. A cиe Государю нимало не понравилось, и для того сказать мне изволил: "Господин Генерал Лейтенант! стройте по вашему искуству."

Таким образом во первых одержал я верх над Князем Менщиковым, над Писаревым и Maиopoм Алябьевым, его товарищем и над всеми Инженерами. Государь, возвратясь в Санктпетербург, послал в Сенат Указ.

http://mikv1.narod.ru

 

ОТ НЕОСУЩЕСТВЛЕННЫХ ПРОЕКТОВ
К НОВЫМ УКРЕПЛЕНИЯМ
(1725–1827 гг.)

…Возведение ограды на северной береговой стороне Центральной крепости было начато в 1729 г. и продолжалось вплоть до 1734 г. Работами здесь руководил военный инженер подполковник де Кулон (в 1731 получил звание генерал-майора. – Авт.), назначенный в 1727 г. новым строителем Кронштадта. По указанию Петра II за состоянием работ в крепости наблюдал генерал-фельдмаршал Б.К. Миних.

…В 1730 г. де Кулон отдал приказание на месте крепости «Св. Александр» строить «Александр-шанец» по новому плану. После создания Кронштадтской крепости крепость «Св. Александр» по своей сути превратилась в выдвинутое вперед от главной ограды полевое укрепление, что и означает слово «шанец».

http://www.kaponir.ru/2krep/lib/01/002.php

 

Антреа!   Каменногорск!

Тогда в Выборге проживал высокий военный чиновник, а именно главный комендант, генерал - лейтенант де Кулон, который владел дарованными землями, находящимися, в том числе и в Антреа. Он их получил в пожизненное пользование в марте 1732 года. Как и Шувалов де. Кулон избегал излишних отягощений местного крестьянства. Со смертью его вдовы дарованные земли " которые находились, в том числе в Ханнила, Хянниккялянниеми и Хатула - снова перешли во владения короны. Следует упомянуть, что в Антреа были так называемые столовые земельные наделы, поступающие с которых налоги предназначались для содержания императорской семьи.

http://kamennogorsk.narod.ru/simonena6.htm

 

Выборгская крепость

…С превращением Выборга в русскую пограничную крепость главной задачей стало создание оборонительных укреплений со стороны шведской границы. В январе 1724 года Петра I поручил Военной коллегии разработать проекты усиления опасных для атаки мест дополнительными укреплениями. Военные инженеры генерал­ лейтенант И.Б. Миних, генерал­майор А. де Кулон, инженер­ полковник П. де Бриньи представили три проекта, каждый из которых предполагал создание отдельного сильного укрепления к северу от замка на южной оконечности острова Слотсхолмен, там, где в 1710 году находились основные позиции русских войск…

К исполнению был принят проект французского военного инженера А. де Кулона, согласно которому линия укреплений охватывала скальный холм, занимавший северную часть мыса Терваниеми и доминировавший над всей окрестностью острова. На его вершине сохранялся земляной редут, построенный в 1710 году и позже получивший название «редут Петра Великого». Низменная прибрежная часть территории внутри крепостных верков, примыкавшая к мосту, была удобна для размещения крепостной застройки.

Строительные работы начались в 1731 году, а в 1732-м де Кулон был назначен выборгским обер-комендантом. Он руководил работами до своей смерти в 1735 году.

 

  
 

Создать бесплатный сайт с uCozCopyright ВОЛЬВАКОВЦЫ © 2020