| Санкт-Петербургская ИНЖЕНЕРНАЯ ШКОЛА | 1724-1758 |
22 октября 1721 - Петр I стал императором, а 28 января 1725 - в результате болезни он умирает.
"При всем этом ("кровавый царь") Петр, как исторический государственный деятель, сохранил для нас в своей личности такую высоконравственную черту, которая невольно привлекает к нему сердце: эта черта - преданность той идее, которой он всецело посвятил свою душу в течение своей жизни. Он любил Россию, любил русский народ, любил его не в смысле массы современных и подвластных ему русских людей, а в смысле того идеала, до какого желал довести этот народ; и вот эта-то любовь составляет в нем то высокое качество, которое побуждает нас, мимо нашей собственной воли, любить его личность, оставляя в стороне и его кровавые расправы, и весь его деморализующий деспотизм, отразившийся зловредным влиянием и на потомстве. За любовь Петра к идеалу русского народа, русский человек будет любить Петра до тех пор, пока сам не утратит для себя народного идеала, и ради этой любви простит ему все, что тяжелым бременем легло на его памяти".
Н.И. Костомаров.
Согласно Указу Военной коллегии от 8.7.1723 г., Московская инженерная школа передислоцировалась в ноябре 1723 года в Санкт-Петербург.
В 1724 году на Московской стороне Петербурга на второй линии было куплено большое место, на котором возвели пять жилых помещений и потребное количество служебных и учебных зданий. В школу был направлен и там работал один из первых ученых математиков России Л.Ф.Магницкий. Именно для этой школы и в ее стенах вышло второе издание его знаменитого учебника "Арифметика", ставшего основным учебным пособием по математике во всей стране на всеь XVIII век.
К 1725 году инженерные войска имели 12 штаб-офицеров, 67 обер-офицеров и 274 кондуктора.
После смерти Петра, не успевшим даже составить завещание, начинается тяжёлое время борьбы за власть различных группировок - эпоха дворцовых переворотов.
Можно по разному оценивать послепетровский период. Однако нельзя не согласиться с тем, что двадцатилетняя Северная война изнурила государство, опустошила казну. Да и обязанность школы готовить специалистов гражданской службы не была на пользу обучению военных специалистов. Стране нужна была передышка. Армия сокращалась. И вполне логичным было решение ввести инженерную школу в состав артиллерийской. Не следует забывать, что в те времена инженерное искусство считалось частью артиллерийской науки и военные инженеры организационно подчинялись артиллерийскому ведомству.
В 1728 году инженерная школа теряет свою самостоятельность и становится, говоря современным языком, факультетом артиллерийской школы.
С 1733 года, первоначально размещавшаяся Инженерная школа на Московской стороне, расположилась на Инженерном дворе, который принадлежал графу Миниху. Здесь же находились полковая церковь, чертежная, архив, модельная камера, школа, госпиталь, караульная, арестантская и в конце двора жилые покои, в которых помещались учителя, кондукторы, а с 1734 и ученики школы.
С 1737 года в школе допускались сверхкомплектные ученики из достаточно обеспеченных семей, имевших более 20 дворов. Сверх комплекта разрешалось также набирать сыновей малоимущих дворян, не имевших никаких средств и получавших содержание от казны.
В Петербургской инженерной школе обучали арифметике, геометрии, тригонометрии и фортификации, основам гидравлики. Приобретенные знания закреплялись на практических занятиях. Закончившие с успехом курс наук получали звание кондукторов в инженерной команде или переходили сержантами и капралами в инженерную роту. Слабо успевающие поступали туда простыми минерами и повышались в чинах только тогда, когда доказывали совершенное знание своего дела. Это правило распространялось и на кондукторов, которые не производились в инженер-прапорщики, если небрежно вели практические занятия. Выпущенные из школы кондукторы применяли свои знания при возведении укреплений, постройке и починке крепостей. Ленивых и неспособных учеников надлежало исключать из инженерной школы и направлять в рядовые минеры. Например, в 1727 из школы было отчислено в минеры 12 человек.
В период 1728-40 гг. инженерная школа то выделялась из артиллерийской, то вновь входила в нее. Скорее это было вызвано дворцовыми интригами, борьбой за власть и влияние. Все это не шло на пользу системе подготовки военных инженеров. Качество подготовки падало. Количество выпускаемых специалистов было невелико.
В 1728 году комплект учеников школы уменьшен со 150 до 60 человек, однако в 1742 общее число их вновь увеличилось до первоначальной цифры за счет открытия в Москве новой инженерной школы на 60 и увеличения числа обучающихся в Санкт-Петербургской школе до 90 человек.
НАЧАЛЬНИКИ
После Петра I центральным органом инженерных войск оставалась еще Канцелярия главной артиллерии и фортификации (учреждена в 1711 г.), а высшее управление военными школами осуществлялось генерал-фельдцейхмейстером (главный начальник артиллерии) и обер-директором над фортификациями всей империи.
1729-35 - Миних Бурхард Кристоф, военный инженер, с 1732 президент Военной коллегии.
1735-45 - принц Людвиг-Груно-Вильгельм Гессен-Гомбургский, назначен 28.3.1735, но до июля 1736 разделял власть со своим предшественником Минихом, сохранившим за собой должность обер-директора над фортификациями и инженерами.
1745-48 - Репнин Василий Аникитич, в 1745 одновременно обер-гофмейстер двора великого князя Петра Фёдоровича и его воспитатель.
1748-53 - подполковник М.Г. Мартынов.
1753-56 - генерал-аншеф Ганнибал А.П.
1756-58 - непосредственное руководство школой осуществлял Мордвинов М.И., помощник Шувалова П.И. (генерал-фельдцейхмейстер с 1756), по решению которого 22 августа 1758 г. образована
СОЕДИНЕННАЯ АРТИЛЛЕРИЙСКАЯ И ИНЖЕНЕРНАЯ ШКОЛА.
По сведениям сайта http://www.ruscadet.ru/names/military/list.htm, существовало "ближайшее наблюдение" по Инженерной школе, которое осуществляли генерал-майор де-Кулон, генерал-майор де-Бриньи, полковник Деклапир-Колонг, бригадир Людвиг, генерал-инженер Ганнибал. Непосредственными же руководителями были Гольцман (строитель Ямбурга), фон-Виттинг, Браск, Менделеев, де-Марин, Леман, Минау, Мордвинов, Деденев. И, очевидно, рассматривая Школу, как предшествующий этап кадетских корпусов, главными их директорами указаны:
1731 - граф Миних
1741 - принцы Антон-Ульрих Брауншвейг-Вольфенбюттельский и Людвиг Гессен-Гамбургский
1745 - князь В.А. Репнин
1750 - князь Б.Г. Юсупов
1756 - И.И. Шувалов.
ПРЕПОДАВАТЕЛИ Бурдейн Иоган (до 1734), Декар Иоган (с 1734), Магницкий Л.Ф., ... В августе 1725 года для практических работ (размежевание земель) по требованию генерала де Кулона были посланы Михайло Апушкин, Александр Трегубов, Федор Ушаков, Степан Оголин, Николай Еропкин, Степан Хвостов, Василий Шушерин, Петр Самороцкий,
(А.И. Савельев).
Выпуск неизвестен:
|