(?-1735или40)
француз на русской службе
http://feb-web.ru/feb/rosarc/raa/raa-607-.htm
инженер-полковник, генерал-майор (1721), генерал-лейтенант (1727).
В 1719 году Деклапиръ Колонгъ (Де-Кулонъ) был назначен в чине полковника начальником Инженерной роты, где воспитанники школы считались рядовыми (А.И.Савельев).
В 1709 году капитан Маврин совершил первую неудавшуюся попытку провести суда с Волги в Петербург. Суда "тялки" зазимовали на водоразделе и только в 1710 году добрались до Меты.
В 1711 году новая попытка провода судов с Волги по Вышневолоцкой системе также оказалась "Трудностью сего хода несказанной".
Привлечение новых иноземных специалистов (Вестри, Кулон) не помогло делу. За каких-нибудь десять лет сооружения обветшали, вся Вышневолоцкая система пришла в упадок, несмотря на заботы Петра I и Александра Меншикова, который занимался ею "яко губернатор того места".
Дело исправил Сердюков, которого Петр I заметил, когда тот был еще приказчиком у купца Евреинова в Астрахани. Обратив внимание на находчивого и деятельного Сердюкова, Петр I с той поры не забывал о нем, выдвигал и давал ему ответственные поручения.
http://carpenter.bofh.ru/texts/danilewsky.html
…В июне 1717 года Меншиков А.Д. начал производить следствие по делу о повреждении шлюза на канале, которым были соединены реки Цна и Тверца. В отчете царю он указал, в частности: "…посылал нарочно новгородского дворянина Пустошкина ниже Мстинских порогов реками, озерами и всякими проливами до Мологи, дабы осмотреть, как устроить сообщение с Волгою. Пустошкин ездил и привез чертеж, из которого я выразумел, что ничего еще нельзя сделать. Поэтому я послал туда полковника инженера Кулона, чтоб по чертежу Пустошкина осмотрел, можно ли что там сделать, сделал бы особый от себя чертеж и мне об этом репортовал. Кулон репортовал, что находит вполне возможным устроить это дело, и в непродолжительном времени, а именно в два года, если добрые будут надзиратели".
http://history-rus1.narod.ru/soloviev80.html
Юрнал 1717 году… АВГУСТ… В 21 день, то есть в среду, его светлость (Петр I) в 5-м часу пополуночи встав и убрався, изволил отправлять ардинальные дела, потом изволил итти по острову гулять, и быв на месте полковника Колтовского, прибыл в дом свой и довольно дел отправлять изволил, к тому прибыли его сиятельство сенатор граф Матвеев и другие господа офицеры. И по отправлении дел во 12-м часу с его сиятельством купно изволили кушать, при том был полковник Кулон и другие придворные. После кушанья оные в скором розъехались времяни, а его светлость <···>
Юрнал 1718 году… ИЮЛЬ… В 3 день, то есть в четверток, его светлость в 6-м часу пополуночи встав и убрався, изволил в покоях слушать дел. В 10-м часу прислал его царское величества генерала-отъютанта Девиэра, дабы его светлость ехал к его величеству, куда того ж часу отъехал. И по прибытии довольно о разных делех розговаривая, купно изволили кушать. После кушанья быв до 3 часу пополудни, отъехал в дом свой и по прибытии довольно дел отправлять изволил, потом был в покоях. В 7-м часу пополудни прибыл господин маеор Карчмин, инженер-полковник Кулон и другие, с которыми его светлость о исполнении его царскаго величества угодных дел советуя с час, оные розъехались, а его светлость, откушав вечернее кушанье, лег опочивать. День был с утра сумрачен, к полюдню стало быть ясно, и был ветр с моря.
Повседневные записки делам князя А.Д. Меншикова.
http://feb-web.ru/feb/rosarc/raa/raa-607-.htm,
http://feb-web.ru/feb/rosarc/raa/raa-097-.htm,
http://feb-web.ru/feb/rosarc/raa/raa-188-.htm
СЫН ОТЕЧЕСТВА
ИСТОРИЧЕСКИЙ, ПОЛИТИЧЕСКИЙ, ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ
Известие фельмаршала графа Миниха о Ладожском канале
134
…Сии перемены вод в Ладожском озере, о которых я первой в 1723 году донес Петру Великому, подали причину между Инженерами к великим прениям и к разным мнениям в разсуждении строения канала, и для того Государь Петр Великий повелел учредить особливую Koммисию. Члены оной были: Генерал-Лейтенант де Кулон, первой Российской Империи Инженер, я, Генерал-Лейтенант, Генерал Мaиop Дебрини,
135
Инженер Писарев, Генерал Маиор и Капитан-Порутчик Бомбардирской роты Гвардии Преображенскаго полку, которому поручено было надзирание над строением канала, и которой Математическим Hаукам на Государевом коште обучился в Берлине; Kапитан Командор Лен, которой находился при строении Кронштатскаго канала и тамошних гаваней; он имел доверенность от Государя. IIIлюзный мастер Г. Гаутер, родом Голланец, и Г. Литцельрот, машинный мастер, родом Немец для гидравлических машин, потребных при строении канала.
136
… Писарев, шлюзные мастера и подрядчики, принявшие на себя сию работу, были под покровительством Князя Меншикова.
Сей Князь хотел присвоить себе честь наиважнейшаго строения, которое Императору всех других приятнее было,
137
и которое для него было прибыльно. Для сей причины Генерал Лейтенант де Кулон и Генерал Maиop Дебрини, опасаясь, чтоб не прийти в немилость у Меншикова, приняли сторону Писарева.
154
…Я представлял Государю, что по учиненной мною с Генерал Порутчиком де Кулоном, Генерлом Маиором Дебрином и Капитаном Командором Леном нивеллации, найдено нами, что сей пригорок 10 аршинами выше обыкновенной поверхности воды, и как сам канал глубиною должен быть в 3 аршина, то надобно будет копать землю на 13 аршин, не щитая кювета, и следовательно канал в семь месте будет глубже Кронштатскаго, над которым работа продолжалась уже несколько лет, хотя он длиною только в 225 саженей и следовательно меньше нежели сей, Писаревым предложенный. Я представлял Государю профиль онаго, уверяя, что ежели Его Величеству угодно будет провесть канал около сего пригорка, то я окончаю его меньше нежели в год; проводя канал прямо поперег пригорка, надобно будет употребить несколько лет. Г. де Кулон подтверждал последний прожект в пользу Писарева;
155
но Государь Император, глядя на профиль, которой держал перед собою, и ведая, коликое употреблено уже иждивение на Кронштатский канал, сказал Генерал-Лейтенанту де Кулону: "Вам надобно искать другую линию." На что Г. де Кулон безразсудно ответствовал, что для наступающей зимы не соблаговолит ли Его Величество отложить cиe дело до будущей весны. A cиe Государю нимало не понравилось, и для того сказать мне изволил: "Господин Генерал Лейтенант! стройте по вашему искуству."
Таким образом во первых одержал я верх над Князем Менщиковым, над Писаревым и Maиopoм Алябьевым, его товарищем и над всеми Инженерами. Государь, возвратясь в Санктпетербург, послал в Сенат Указ.
ОТ НЕОСУЩЕСТВЛЕННЫХ ПРОЕКТОВ
К НОВЫМ УКРЕПЛЕНИЯМ
(1725–1827 гг.)
…Возведение ограды на северной береговой стороне Центральной крепости было начато в
…В
http://www.kaponir.ru/2krep/lib/01/002.php
Антреа! Каменногорск!
Тогда в Выборге проживал высокий военный чиновник, а именно главный комендант, генерал - лейтенант де Кулон, который владел дарованными землями, находящимися, в том числе и в Антреа. Он их получил в пожизненное пользование в марте 1732 года. Как и Шувалов де. Кулон избегал излишних отягощений местного крестьянства. Со смертью его вдовы дарованные земли " которые находились, в том числе в Ханнила, Хянниккялянниеми и Хатула - снова перешли во владения короны. Следует упомянуть, что в Антреа были так называемые столовые земельные наделы, поступающие с которых налоги предназначались для содержания императорской семьи.
http://kamennogorsk.narod.ru/simonena6.htm
Выборгская крепость
…С превращением Выборга в русскую пограничную крепость главной задачей стало создание оборонительных укреплений со стороны шведской границы. В январе 1724 года Петра I поручил Военной коллегии разработать проекты усиления опасных для атаки мест дополнительными укреплениями. Военные инженеры генерал лейтенант И.Б. Миних, генералмайор А. де Кулон, инженер полковник П. де Бриньи представили три проекта, каждый из которых предполагал создание отдельного сильного укрепления к северу от замка на южной оконечности острова Слотсхолмен, там, где в 1710 году находились основные позиции русских войск…
К исполнению был принят проект французского военного инженера А. де Кулона, согласно которому линия укреплений охватывала скальный холм, занимавший северную часть мыса Терваниеми и доминировавший над всей окрестностью острова. На его вершине сохранялся земляной редут, построенный в 1710 году и позже получивший название «редут Петра Великого». Низменная прибрежная часть территории внутри крепостных верков, примыкавшая к мосту, была удобна для размещения крепостной застройки.