Русский военный инженер и воздухоплаватель Полковник
Награды: ордена: св. Станислава 2 ст. (1903), св. Анны 2 ст. (1906), св. Владимира 4 ст. (1909), св. Владимира 3 ст. (3.10.1915).
Православный. Общее образование получил в Александровском КК. В службу вступил (31.8.1888) в Инженерное училище. 1892 – окончил Николаевское ИУ. Выпущен подпоручиком (ст. 10.8.1890) в Гренадерский сапб. 1892 – проходил службу во 2ждб. Окончил Офицерский класс Учебного воздухоплавательного парка по 1 разряду. Воздухоплаватель. 1894-1902 – офицер Учебного воздухоплавательного парка. Поручик (ст. 10.8.1894). «Летом 1894 года офицеры Учебного парка участвовали в наблюдениях за сушей и морем, корректировке артиллерийских стрельб, в полетах по маршрутам Санкт-Петербург – Берлин – Варшава – Осовец. Это были те, кто оставил заметный след в истории российского военного воздухоплавания и авиации: A.M. Кованько, К.М. Боресков, М.М. Поморцев, А.А. Нат, В.А. Семковский, Н.И. Утешев и др.». Штабс-капитан (ст. 6.5.1900). Капитан (ст. 10.8.1902). «На рубеже XIX-XX вв. Учебный воздухоплавательный парк участвовал во многих крупных маневрах, проводя одновременно испытания нового воздухоплавательного имущества. Так, осенью 1902 года в ходе войсковых маневров под Курском полевые воздухоплавательные отделения, руководимые капитанами К.М. Боресковым и Н.И. Утешевым, осуществили испытание газодобывающего аппарата полевого типа конструкции А.И. Горбова». 1904 – офицер Осовецкого воздухоплавательного отделения. Подполковник (ст. 1.10.1907). Делопроизводитель Управления электротехнической части ГИУ (4 г. 7 мес.). Полковник (ст. 6.12.1911, за отличие). «Общее руководство воздухоплавательным делом было сосредоточено в электротехнической части ГИУ. Учебный воздухоплавательный парк, продолжая оставаться основным центром подготовки кадров военных воздухоплавателей, приступил к реализации приоритетных задач по разработке дирижаблей и летательных аппаратов тяжелее воздуха (аэропланов). Среди первых приверженцев авиации были офицеры-воздухоплаватели полковник Е.С. Федоров, капитаны С.А. Ульянин и С.А. Немченко. Последний, находясь в 1908 году вместе с Н.И. Утешевым в командировке во Франции, принял непосредственное участие в полетах на аэроплане братьев Райт в качестве пассажира. Становилось очевидным, что на смену воздухоплаванию приходит авиация». С 1910 – член Особого комитета по усилению военного флота на добровольные пожертвования. На 1.3.1914 – в том же чине в постоянном составе Офицерской воздухоплавательной школы. 29.4.1915 – помощник начальника Офицерской воздухоплавательной школы и начальник Центрального воздухоплавательного склада школы. На 6.12.1916 – в том же чине и должности. За отлично-усердную службу и труды, понесенные во время военных действий, удостоен Высочайших благоволений (ВП 6.2.1916; ВП 8.2.1916, с 30.7.1915; ВП 6.12.1916). До 1917 – помощник начальника Офицерской воздухоплавательной школы по учебной и научной части. «Служба частей с привязными аэростатами» Часть 1. / Составил полковник Н.И. Утешев Офицерской воздухоплавательной школы. – Петроград: Типо-литография А.Ф. Маркова, 1917. 12.1917 – возглавил Офицерскую воздухоплавательную школу. ... Возможно, старший брат Григорий (19.12.1868 – 12.7.1931) – окончил Александровский КК, Николаевское ИУ (1889), Офицерский класс Учебного воздухоплавательного парка и Николаевскую ИА (1901), участник Русско-японской войны (1904-05), помощник начальника Дагестанской инженерной дистанции (1911), подполковник (10.4.1911), младший производитель строительных работ Владивостокского порта (21.9.1913), остался в Советской России, арестован (27.12.1930), обвинен по ст. 58-7 УК, дело прекращено в связи со смертью обвиняемого (12.7.1931), реабилитирован (27.12.1957).