| ФЕДОРОВ Евгений Степанович (7.3.1851 – 12.10.1909) Русский военный инженер и ученый Профессор Авиаконструктор в области авиации и воздухоплавания Изобретатель Генерал-майор Преподаватель Николаевского ИУ | |
Награды: ордена: св. Станислава 2 ст. (1886), св. Анны 2 ст. (1891), св. Владимира 4 ст. (1904).
Православный. Родился в Оренбурге, в семье Степана Ивановича – выпускника Офицерских классов Главного ИУ (1826), военного инженера, члена Строительного комитета Морского ведомства, инженер-генерал-майора. Вступил (27.10.1867) в службу в Инженерное училище в Санкт-Петербурге.
1870 – окончил Николаевское ИУ. Выпущен подпоручиком (21.7.1870) в 7сапб. Поручик (ст. 15.12.1874). Окончил Николаевское ИУ по 1 разряду. Военный инженер. Штабс-капитан (ст. 27.3.1877). ... Преподаватель Николаевского ИУ и Офицерской воздухоплавательной школы. Профессор. 1880-89 – инженер для проверки смет Казанского окружного инженерного управления. Капитан (ст. 20.4.1880). Разработал (1888) первый в России проект самолета.
В отставке (27.5.1889-23.5.1893). Техник при Санкт-Петербургском градоначальнике. 1891-96 – товарищ председателя РТО. Подполковник (ст. 6.12.1895). Представил (1895) проект самолёта-пятиплана с разрезным крылом и бензиновым мотором, ставший вторым проектом в России после самолёта А.Ф. Можайского. Уменьшенная копия аэроплана успешно летала на привязи за движущимся автомобилем. 7.6.1896 – штаб-офицер для особых поручений в Петербургском окружном инженерном управлении. Приступил (1896) к постройке самолёта в Санкт-Петербурге на собственные средства. Самолёт строился до 1903 г., был закончен, но так и не был испытан. Изобрёл (1897) саморазогревающуюся консервную банку для тушёнки. Банка
имела двойное дно, в котором находились герметичная ёмкость, наполненная
негашёной известью, и вода. При повороте днища ёмкость с известью разрушалась,
вода и известь вступали в химическую реакцию, и таким образом банка
нагревалась. Изобретатель умер, не успев получить патент на свое изобретение. С 1915 г. такие консервы в небольших количествах поставлялись русским войскам. После революции выпуск был прекращён, однако впоследствии был вновь налажен в нацистской Германии. Полковник (ст. 6.12.1899, за отличие).
18.7.1902 – заведующий Воскресенской электрической станцией. Активно участвовал в работе 7 (воздухоплавательного) отдела Императорского русского технического общества и Комиссии по военному воздухоплаванию. 1903 – председатель 7 отдела Императорского РТО.
Делая доклад в 3.1903 г., назвал самолет Можайского «первым построенным и подвергшимся испытанию прибором этого рода».
1907 – член комиссии при ГИУ по постройке дирижабля «Кречет». Генерал-майор (1909), возможно с увольнением от службы.
Автор ряда работ по воздухоплаванию, в частности по вопросам аэродинамики и теории летания: Сопротивление воздуха в применении к решению задачи воздухоплавания, 1888; Примерный проект воздухоплавательной машины, поднимающей 3 человек, 1888; Работа, развиваемая птицами при полете, 1889; Будет ли человек когда-либо летать? 1890; О ротативных приборах, 1892; Барометрическая формула, выведенная на основании кинетической теории газов, 1901. Место жительства: Петербург, ул. Шпалерная.
Умер (12.10.1909) и похоронен в Петербурге на кладбище Памяти жертв 9 января.
Брат Евграф (22.12.1853 – 21.5.1919) – окончил Николаевское ИУ (1872), военный инженер, подпоручик, окончил Технологический (1876) и Горный (1883) институты, кристаллограф, доктор, профессор, Академик РАН (1919); брат; сестра.
Источники информации
Брюховецкий Р.И.
|