Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Периоды [29]
Начальники [18]
Преподаватели [16]
Выпускники [3616]
Династии [1]
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 9
Гостей: 9
Пользователей: 0


Четверг, 21.11.2024, 22:24ГлавнаяРегистрацияВход
Школы военных инженеров в 1701-1960 годах
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » Статьи » Училищe » Выпускники

Кованько А.М.
КОВАНЬКО

Александр Матвеевич

(4.3.1856 – 20.4.1919)

 
Русский военный инженер и аэронавт
Ученый и изобретатель

Основоположник русского военно-воздушного флота

Член-корреспондент Главной физической обсерватории

Почетный член ряда иностранных научных обществ

Генерал-лейтенант

 
Награды: ордена: св. Станислава 2 ст. (1893), св. Анны 2 ст. (1895), св. Владимира 3 ст. (1901) с мечами (1905), св. Станислава 1 ст. (6.12.1914), св. Анны 1 ст. (10.4.1916); французский – Почетного Легиона (1913); Золотое оружие с надписью «За храбрость» (20.5.1907).
 
Вероисповедания православного.
Родился в Петербурге в семье горного инженера Матвея Ивановича и Софьи Александровны.
1875 – окончил 1 Санкт-Петербургскую гимназию. В службу вступил (1.9.1875) в Инженерное училище.
1878 – окончил Николаевское ИУ по 1 разряду. Подпоручик (ст. 16.4.1878). Переведен в Гвардию чином прапорщика (ст. 16.4.1878). Без положенного отпуска убывает в 4понб на фронт.
Участник Русско-турецкой войны (1877-78).
Принимал участие в наведении переправ через Дунай и строительстве пристаней. Произведен в подпоручики гвардии (ст. 22.5.1877). Приобрел известность изобретениями в минном и понтонном деле.
Окончил Офицерский класс Технического гальванического училища.
1879 – заведующий Учебной Гальванической командой лейб-гв. Сапб.
1884 – секретарь-делопроизводитель Комиссии по применению воздухоплавания, голубиной почты и сторожевых вышек к военным целям, созданной при ГИУ, под председательством генерал-майора М.М. Борескова. Поручик гвардии (ст. 24.3.1885).

 2.1885 – начальник Воздухоплавательной команды – первого в русской армии регулярного подразделения такого рода, сформированного по заключению этой Комиссии.

6.10.1885 – первый полет на воздушном шаре поручика А.М. Кованько, подпоручика А.А. Трофимова и французского воздухоплавателя Г. Рудольфи. Высота – 2 250 м, продолжительность – около 5 часов.
Опыты по наблюдению с высоты, по аэрофотосъемке и телеграфной связи привязного аэростата с землей прошли успешно. С 1885 г. воздухоплаватели с аэростатами участвовали почти во всех крупных маневрах в различных ВО. Капитан гвардии.
 Организатор первых в мире полетов на аэростатах для научных исследований верхних слоев атмосферы и изучения влияния полета на организм человека.
 Добился производства отечественных аэростатов и дирижаблей и предложил к внедрению несколько своих конструкций.
 Много летал лично. Без его участия в те годы не проходил практически ни один свободный полет аэростата в России. Были, к сожалению, аварии, без чего не проходит ни один опыт быстротекущей жизни. Четырежды тонул – в Ладожском озере и в Финском заливе.
Совершил полет на воздушном шаре с Д.И. Менделеевым для наблюдения солнечного затмения (6.8.1887).
С 28.6.1890-5.2.1901 – командир Учебного воздухоплавательного парка. Штабс-капитан (ст. 21.4.1891).
       Именной знак в честь 75-летия Николаевской ИА и ИУ.
Капитан гвардии (ст. 2.4.1895). Полковник (ст. 6.12.1898).

Научные заслуги получили всеобщее признание. Член-корреспондент Главной физической обсерватории в Петербурге (1899). «За совокупность изобретений и за пользу вообще, принесенную воздухоплавательной науке» присуждена высшая награда – Гран-при Парижской Всемирной выставки в Сан-Луи (США). Почетный член ряда иностранных научных обществ.

Боевое крещение русские аэронавты получили в Русско-японской войне(1904-05)
17.2.1904 – в ГИУ из Действующей армии прилетела телеграмма: «Наместник признает необходимым иметь на театре войны в Маньчжурии отделение воздухоплавательного парка…».
Полковник Кованько за 5 суток разработал положение о полевой впр, формирование которой началось 22.3. Дело в том, что крепостные воздухоплавательные отделения имело громоздкое оборудование и не были приспособлены для маневренной войны.
12.7.1904 – Сибирская впр получила боевое крещение. Под Ляояном был совершен первый в Русской армии боевой подъем на аэростате. В его корзине разведку вели командир 10 артиллерийского корпуса генерал-лейтенант Случевский и командир впр капитан К.М. Боресков, выпускник Николаевского ИУ (1891).
15.8.1904 – командир Восточно-Сибирского полевого воздухоплавательного батальона привязных аэростатов. Организовал боевое применение привязных аэростатов для корректировки артиллерийского огня и наблюдения за противником.
Выписка из приказа № 231 по Учебному Воздухоплавательному Парку по строевой части 18 августа 1904 года, п. 3
«Высочайшим приказом я назначен Командиром Восточно-Сибирского полевого воздухоплавательного батальона и отправляюсь на Дальний Восток в действующую армию. Наступило время поработать на войне с шарами, к чему мы так долго подготовлялись в мирное время. Даст Бог, и нам удастся принести пользу русским войскам во славу нашего Государя, во славу нашей Родины – России!
Расставаясь с родным мне парком, я земно кланяюсь всем остающимся здесь сотрудникам и друзьям, которые всей своей службой и усердной и честной работой показали себя чисто русскими людьми и достойными деятелями нашей родной семьи.
Благодарю за любовь и ласку господ офицеров парка и всех нижних чинов. Дай же, Боже, и всем остающимся здесь потрудиться дружно и в будущем, как трудились эти двадцать лет, которые я провел среди доблестных воздухоплавателей Учебного Воздухоплавательного Парка. Прошу не забывать в будущем Вашего старого командира, от всей души и сердца любящего всех Вас».
30.12.1905 – начальник Учебного воздухоплавательного парка. Генерал-майор (ст. 6.12.1906, за отличие).  
За храбрость, проявленную в боях, награжден Золотым Георгиевским оружием с надписью «За храбрость» (20.5.1907).
4.8.1910 – начальник созданной на базе Парка Офицерской воздухоплавательной школы с двумя отделениями – воздухоплавательным и авиационным, базировавшимся в Гатчине. Школа готовила из офицеров летчиков. Курс в ней продолжался 11 месяцев.
К сожалению, генерал Кованько не понял и не принял новшество для спасения летчиков, предложенное (27.10.1911) создателем парашюта Г.Е. Котельниковым, которого он поучал: «Летчик должен покидать самолет с раскрытым парашютом, иначе при рывке у него… оторвет ноги!»
1913 – удостоен орден Почетного Легиона, после того как в Воздухоплавательном парке побывали 2 представителя французской армии и были восхищены тем, насколько эффективно и мощно развернули воздухоплавательное дело в России.
Генерал-лейтенант (ст. 14.4.1913).
К началу Первой мировой войны  русский воздушный флот по количеству самолетов – 267 единиц – был на 2 месте в мире, уступая лишь Германии.
 
1917-18 – состоял в Техническом комитете Управления ВВФ.
Начальник Воздухоплавательного отдела Русского технического общества.
1918 – вышел в отставку, выехал в Одессу на лечение.
Одаренный ученый, неутомимый экспериментатор, незаурядный публицист, поэт и художник.

Жена (1887) Елизавета Андреевна – дочь русского адмирала Андрея Александровича Попова, создателя первого русского броненосца «Петр Великий». Дети: Вера, в замужестве Нижевская; Александр (19.7.1889 – 27.9.1926) – выпускник Николаевского ИУ (1909), военный инженер и летчик, конструктор и испытатель самолетов, инструктор, Георгиевский кавалер (1917), эмигрировал, погиб при испытаниях; Надежда, в замужестве Ивкова; Андрей (1894 – 20.3.1970) – поручик, участник Первой мировой войны, ранен, военный летчик, служил в Эскадре, инструктор и испытатель, спасаясь от петлюровцев, эмигрировал во Францию, умер в США; Елизавета; Александра; Варвара (1907 – 1997), в замужестве Мороко. Все дети жили в Воздухоплавательном парке, в Офицерском доме. Летчиками стали и оба зятя: справа 4 Р.Л. Нижевский (2.5.1855 – 7.1.1968, Париж) – подполковник, начальник Эскадры воздушных кораблей, участник Первой мировой войны, участник Белого движения, полковник, эмигрировал во Францию; справа 8 М.Ф. Ивков (4.3.1889 – 14.9.1921– выпускник Николаевского ИУ (1909), участник Белого движения, был одним из организаторов советской авиации.
После отставки выехал в Одессу на лечение, где и умер (20.4.1919). Похоронен в Одессе.

1967 – на могиле установлен памятник.
2007 – для поощрения заслуг и стимулирования новых достижений в области воздухоплавания Русское Воздухоплавательное Общество (РВО) совместно с Федерацией воздухоплавания России и Воздухоплавательной службой ВВС учредили медаль «Александр Матвеевич Кованько» в честь основоположника русского воздухоплавания генерал-лейтенанта Александра Матвеевича Кованько.
Военнослужащим за мужество и отвагу в боевых действиях и пилотам-воздухоплавателям за личное мужество и героизм, проявленный в полёте может вручаться Медаль с изображением мечей.
Вместе с медалью «Александр Матвеевич Кованько» вручается диплом (удостоверение) установленного образца. Данные о награждённых медалью «Александр Матвеевич Кованько» заносятся в специальный реестр РВО. 
 
Фотографии
 

Источники информации

1. http://www.gorod.gatchina.biz/dll_9101702

 
Брюховецкий Р.И., Масютин В.А.
 
Категория: Выпускники | Добавил: 2051 (12.03.2010)
Просмотров: 3250
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Создать бесплатный сайт с uCozCopyright ВОЛЬВАКОВЦЫ © 2024