КОВАНЬКО
Александр Александрович
(17.7.1889 – 27.9.1926)
Русский военный инженер и летчик
Конструктор самолетов
Поручик
Подполковник Белой армии
Инструктор Сербских ВВС
|
|
Награды: ордена: св. Станислава 3 ст. (28.10.1911), св. Анны 3 ст. с мечами и бантом (25.1.1915), св. Владимира 4 ст. (25.1.1915), св. Анны 2 ст. с мечами (25.1.1915); Георгиевское оружие (24.1.1917).
Православный.
Родился в Санкт-Петербурге, в семье Александра Матвеевича – выпускника Николаевского ИУ (1878), военного инженера и воздухоплавателя, Георгиевского кавалера, генерал-лейтенанта, создателя русского военно-воздушного флота.
|
1906 – окончил 1КК. Вступил в службу в Инженерное училище. Портупей-юнкер.
6.6.1909 – окончил Николаевское ИУ по 1 разряду. Выпущен подпоручиком в 3понб (г. Ковно).
8.1909 – по собственной просьбе был переведён в Восточно-Сибирский впб (г. Омск). Подпоручик (6.8.1909). Батальон расформирован и из него образована 7впр (26.7.1910).
21.10.1910 – командирован в переменный состав Офицерской воздухоплавательной школы (ОВШ). Поручик (1.10.1911).
31.10.1911 – по окончании курса школы, кратковременно служил в 7впр (Киев). Выдержал экзамен на звание «военный лётчик».
20.12.1911 – прикомандирован к постоянному составу ОВШ инструктором. Виртуозно владел всеми типами аэропланов. Считался одним из лучших инструкторов. Жена (5.1912) Елена
– дочь старшего механика ОВШ А.Е. Гарута, француженка, уроженка
Санкт-Петербурга, лютеранского вероисповедания. 6.6.1912 – направлен во Францию, в авиашколу для ознакомления с производством «Ньюпоров» и обучению полетам на них. Прошел обучение в Мурмелоне в школе Ньюпора, окончив которую получил пилотский диплом № 1207.
1.11.1912 – прикомандирован к Авиационному отделу ОВШ. С 4.1913 – продолжил работу инструктором в Гатчине. Завершил разработку и изготовление аэроплана собственной конструкции. В конце года поднял его в воздух. Во время
выполнения очередной фигуры аэропланы, которыми управляли инструкторы школы A. Кованько и В. Дыбовский, столкнулись
(5.5.1913) и упали с 30-м высоты. Остались живы. Как только началась Первая мировая война попросился в Действующую армию. Начальник школы полковник Ульянин задержал инструктора до сдачи экзаменов офицерами его группы.
С 16.8.1914 – летчик 9КАО. 25.8.1914 – переведен в 11КАО. Доложил командиру 11АО П.Н. Нестерову о своем прибытии (7.9.1914). Из газеты от 31.5.1914 г. |
После гибели командира возглавил 11АО.
Летал смело и результативно. Пожалован Георгиевским оружием (ВП от 24.1.1917) «за то, что 22-го ноября 1914 г., управляя аэропланом при обстоятельствах исключительной атмосферной трудности, подвергаясь сильному и действительному огню артиллерии противника, проник в глубокий тыл неприятельского расположения, чем дал возможность наблюдателю подпоручику Дзецино произвести разведку, выяснившую наступление противника около 2-3-х корпусов в направлении Суха-Рабко – Тымбарк».
26.12.1914 – из-за повреждения мотора был вынужден совершить посадку на вражеской территории, попал в плен к австрийцам. Совершил
6 попыток побега, за что был заключен в каземат под усиленную охрану. 24.5.1918 – вернулся в Россию. Его, тяжело больного и истощенного, через Красный Крест разыскала жена ставшая
в годы войны медсестрой, и перевезла из холодного и голодного Петрограда в
Одессу. Позже брак распался, дочь Ирина осталась вместе с матерью Е. Гарут в
Полтаве. Участник Белого движения.
Вступил в Добровольческую армию.
3.7.1918 – помощник командира Херсонского авиационного дивизиона по строевой и хозяйственной части.
1.2.1919 – летчик 8АО ВС Юга России.
8.5.1919 – прикомандирован к Управлению инспектора авиации, назначен в переменный состав Военной авиационной школы.
1.7.1919 – руководитель Военной авиационной школы, с прикомандированием к Управлению инспектора авиации. Штабс-капитан
(22.8.1919).
9.1919 – состоял в Авиационном отделе Межведомственной реквизиционной комиссии.
С 19.3.1920 – старший офицер 4АО Русской армии П.Н. Врангеля.
8.6.1920 – временно и.д. командира 1 авиационного генерала Алексеева отряда.
26.6.1920 – член суда чести Крымской боевой авиационной группы.
29.6.1920 – командир 1 авиационного генерала Алексеева отряда.
20.7.-31.7.1920 – во главе боевого звена 1АО, обеспечивал воздушное прикрытие десантной операции на Кубани, во время которой «совершил 12 разведок и три групповых бомбометания». Капитан (12.8.1920, за боевые отличия).
11.1920 – эвакуировался
из Крыма в Галлиполи вместе с генералом Кутеповым.
На 18.12.1920 –
во 2 роте Авиационного батальона Технического полка.
Эмигрировал в
Югославию со своей новой женой – Еленой Кованько (? – 1944).
Осень 1925 – в
составе Технического батальона. Подполковник.
Состоял на службе в авиации Королевства СХС. Был инструктором высшего пилотажа в авиационной школе в г. Нови-Сад (Югославия). Построил один из первых сербских самолетов и обучил полетам многих летчиков.
Сын Георгий (1923,
Югославия – 2002, США) – окончил 1 Русский вел.кн. Константина Константиновича КК
в Югославии (26 выпуск). Во время Второй мировой войны мать Георгия стала
сестрой милосердия в военном госпитале и погибла в 1944 г. в перестрелке с
партизанами. После войны Георгий мыкался по разным странам, сидел в лагерях для
интернированных, уже инвалидом перебрался в Германию, а потом – в США. Там он окончил
университет, получив диплом инженера. Принимал участие в проекте американского
лунохода.
Александр Александрович погиб на
аэродроме в Нови Сад, потерпев аварию во время испытания самолета собственной
конструкции. Однако, газета «Политика» от 28.9.1926 г. сообщала, что пилот
подполковник А.А. Кованько и рядовой
Мухарем Ахмед Саилович погибли во время полета на польском аппарате типа
«Бранденбург» с двигателем Даймлера мощностью 180 л.с. Самолет упал с высоты
приблизительно в 150 м через несколько минут после взлета. Брат
Андрей (1894 – 20.3.1970) – окончил 1КК
(1911) и Павловское ВУ (1913), подпоручик, выпущен в 86 Вильманстрандский пп, участник
Первой мировой войны, получил сквозное ранение штыком, окончил Гатчинскую ВАШ
(1915), военный летчик, служил в Эскадре воздушных кораблей, поручик (8.1916), инструктор
и испытатель, командир экипажа самолета «Илья Муромец» - 16, участник Белого
движения, капитан, эмигрировал во Францию, в 1930-е гг. совершил
несколько рекордных перелетов, умер в
США. Брат Андрей с отцом А.М. Кованько
Фотографии
Источники информации
1. Волков
С.В. Генералы и штаб-офицеры русской армии. Опыт мартиролога. – М.: ФИВ, 2012.
Брюховецкий Р.И.
|