| ЗАЛЕССКИЙ Евгений Петрович (27.2.1883 – 1967) Русский и советский военный инженер Общественный деятель Ученый, профессор Заслуженный деятель науки Узбекской ССР Подполковник
| |
Награды: ордена:
св. Станислава 3 ст., св. Анны 3 ст., св. Станислава 2 ст. с мечами, св. Анны 2
ст. с мечами, св. Владимира 3 ст. с мечами.
Православный.
Уроженец
Ташкента.
Отец Пётр
Карлович (31.1.1850 – 22.11.1916) – потомственный дворянин, военный топограф,
полковник, известный астроном, бессменный помощник заведующего обсерваторией в
Ташкенте; пожалован
орденами св. Станислава 2 ст. (1888), св. Анны 2 ст. (1892), св. Владимира 3
ст. (1911). Мать Юлия Ивановна (1857 – 1938).
1900 – окончил 2
Оренбургский КК. Вступил в службу Инженерное
училище в Санкт-Петербурге. Юнкер.
1903 – окончил Николаевское ИУ. Выпущен
подпоручиком, вернулся в Ташкент, где полагалось отслужить в инженерных частях
по 1,5 г. за каждый учебный, всего более 4 лет. Служил в Туркестанском ВО. Командир 3сапр Туркестанского сапб.
Сдал экзамены и
выдержал конкурс в Инженерную академию (1907). Слушатель. Штабс-капитан.
1910 – окончил
дополнительный курс Николаевской ИА по 1 разряду. Военный инженер.
«В академии Залесский защитил два диплома:
проект строительства железнодорожного моста с пролетом в 35 м и
полупараболический решетчатой фермой, а также по гражданской строительной
специальности – «Водоснабжение и канализация города Ташкента с биологической
очисткой и деструкторами». Получил право служить инженером путей сообщения,
составлять проекты и производить строительные работы. За второй проект удостоен
премии.
1910 – инженер -
производитель строительных и железнодорожных работ Военно-инженерного и
квартирного ведомства в городах Ташкенте, Петропавловске и Нукусе. Капитан.
Мобилизован
(1914) и отправлен на Кавказ.
В Действующей
армии (5.11.1914) в составе Сарыкамышского отряда.
1915 – и.д.
корпусного инженера 2 Туркестанского АК.
Сарыкамышский
отряд пересек (12.1.1916) границу и вошел в Турцию, чтобы занять Эрзерум. Организовывал
строительство дорог для прохода войск в горах через труднодоступные перевалы. Подполковник.
За годы войны (1914-18)
произвел изыскания, спроектировал и построил около 900 км колесных дорог в
труднейших условиях горной местности. Пожалован 3 боевыми орденами.
Согласно Брестского
мира, подписанного (3.1918), Россия обязана была провести демобилизацию армии и
флота. Кавказскую армию распустили, вернулся (7.1918) в Ташкент.
Работал старшим
инженером Военно-квартирного управления Туркестанской республики.
Мобилизован в
РККА, в распоряжение Реввоенсовета Закаспийского фронта.
Участник Гражданской войны.
Служил главным
инженером во время операций под Мервом и Ашхабадом.
Переведен в
Фергану Уполномоченным РВС Туркестанской республики по регулированию
транспорта.
1920 – перешел
на службу в Наркомпрос. В Туркестанском государственном университете (будущее –
САГУ) образовался (12.1920) военный факультет. Избран ответственным
преподавателем по кафедре «Пути сообщения» Инженерного отделения. Читал курс
«Дорожно-мостовое дело».
Принимал участие
(1921) в организации в САГУ технического факультета со строительным и
мелиоративным отделением (Инженерно-мелиоративный факультет).
По указанию
Среднеазиатского управления водного хозяйства организовывал (1924-25) Среднеазиатский
политехникум водного хозяйства, был его первым директором, преподавал там до
1940 г.
Следующей стала Школа
водных десятников при Управлении водного хозяйства Средней Азии.
На Инженерно-мелиоративном
факультете САГУ прошел конкурс на должность доцента (1925), а затем получил
звание профессора (1926). Специалист
в области дорожного строительства.
Одновременно преподавал
в техникумах – железнодорожном и водного хозяйства.
Принимал большое
участие в деле организации Узбекского государственного исследовательского
института автодорожного транспорта, в котором работал (1930-42) по совместительству.
Готовил аспирантов, выступал оппонентом на защите диссертаций, писал рецензии
на научные работы и монографии.
Избирался
депутатом Ташкентского городского Совета (1934-39).
Делегат съезда
трудящихся Узбекистана (12.1936 и 1.1937).
Заслуженный
деятель науки Узбекской ССР (1944).
За работу по
организации вузов и втузов в Узбекистане награждён орденом «Знак Почёта» (1945).
Член Совета Дома
ученых (с 1946).
Издал курс своих
лекций, методические пособия, учебники и монографии в области строительства
дорог и мостов. Всего около 200 научных публикаций и методических разработок.
Жена (1911) Мария
Апполинарьевна, в девичестве Гуринова, – уроженка Ташкента, дочь коллежского
советника. Сын Георгий (24.10.1912 – ?) –
после
развода родителей и отъезда матери в Литву 9-летний сын остался с отцом в
Ташкенте.
Евгений Петрович умер (1967) в Ташкенте, где и похоронен на Боткинском кладбище.
Источник информации
Брюховецкий
Р.И.