Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Периоды [38]
Начальники [18]
Преподаватели [16]
Выпускники [3024]
Династии [1]
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0


Среда, 08.04.2020, 12:30ГлавнаяРегистрацияВход
Школы военных инженеров в 1701-1960 годах
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » Статьи » Училищe » Выпускники

Щукин Н.Л.

ЩУКИН
Николай Леонидович

(13.4.1848 – 2.6.1924)

Русский и советский военный инженер
Ученый в области паровозостроения
Профессор механики
Заслуженный профессор
Конструктор паровозов
Поручик

 

Сын купца, поставщика двора Е.И.В., владелец Щукина (Гостиного) двора Санкт-Петербурга. Четырех лет лишился отца, а десяти – матери и был помещен в интернат.
Встречается написание отчества – Леонтьевич.
Вступил в службу в Инженерное училище в Санкт-Петербурге.
1866 – окончил курс Николаевского ИУ. Выпущен подпоручиком в 5сапб (Киев).
1868 – поступил  вольнослушателем в Технологический институт в Санкт-Петербурге.
1869 – уволен от службы поручиком. Стал студентом Института.
Под руководством Н.П. Петрова проходил производственную практику на Рыбинско-Бологовской железной дороге, где овладел искусством управления паровозом и даже поставил рекорд по использованию коэффициента сцепления товарного паровоза.
1873 – окончил Санкт-Петербургский технологический институт. Оставлен в Институте.
Вольнослушателем прослушал (1874-78) полный курс математических наук физико- математического факультета Петербургского университета.
1875 – преподаватель Института по предмету проектирования.
Открыл (1878) чтение курса теоретической механики.
1883-1907 – одновременно преподавал в Николаевской ИА.
Наряду с преподаванием активно занимался (1883-1902) инженерной работой – стал консультантом Александровского механического завода Николаевской железной дороги.
Назначен (1887) адъюнкт-профессором Института.
1888 – избран профессором Института по кафедре прикладной механики (по теоретической механике и паровозам). Заслуженный профессор. 
«По проекту Щукина в 1892 г. был построен пассажирский паровоз 1-3-0 Нд с машиной двойного расширения, получивший после некоторой переделки (в серию Нв) самое широкое распространение на русских железных дорогах. Щукин являлся инициатором массовой постройки паровозов 1-3-1С по проекту Сормовского завода, которые были лучшими пассажирскими паровозами, построенными в России до революции.
... являлся инициатором и организатором при Министерстве путей сообщения Комиссии подвижного состава и тяги, в которой он непрерывно председательствовал в течение почти 20 лет. Комиссия осуществляла тот контакт между транспортом и промышленностью, настоятельная необходимость в котором в условиях беспланового капиталистического хозяйства отсталой царской России может быть оценена только теперь
».
1896 – советом Института избран Почетным членом института.
1902-10 – член Инженерного совета МПС.
1906 – директор Высших женских политехнических курсов в Санкт-Петербурге (с 1915 – Женский политехнический институт, с 1918 – Второй Петроградский политехнический институт).
Автор нескольких трудов по теоретической и прикладной механике, изданных в специальных журналах.
Проявил себя в вопросах паровозостроения. По его проектам строился паровоз серии Н (осевая формула 1-3-0), бестендерный паровоз с осевой формулой 0-4-0.
Участвовал в разработке проекта паровоза Щ (по фамилии Щукина и был назван впоследствии паровоз). Проектировал пассажирские вагоны Николаевской железной дороги, грузовые вагоны с грузоподъёмностью 1 200 пудов.
Разработал проект и руководил (1897-1907) строительством первого в мире керосинопровода Баку – Батуми протяженностью около 900 км. 
1910-16 – товарищ Министра путей сообщения.
Председатель Комиссии подвижного состава и тяги при Инженерном совете МПС.
...
1918 – возглавил первый состав Высшего технического совета при НКПС, а когда на его базе создали НТК НКПС, он до последних дней жизни работал в нем.
С 1919 – привлечен для работы в Специальной комиссии при Совете Труда и Обороны по восстановлению транспорта и, в первую очередь, его движущей силы – паровозов.
С 1922 – руководил Техническим советом по постройке советского тепловоза системы Я.М. Гаккеля.
Жена Мария Карловна Штанге – немка по происхождению, арфистка оркестра Мариинского театра. Дети: Иван (1880 – 1927); Николай.
Умер в Петрограде. Похоронен на кладбище Новодевичьего монастыря.

Источники информации
 
Брюховецкий Р.И.
 
Категория: Выпускники | Добавил: 2051 (08.10.2015)
Просмотров: 558
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Создать бесплатный сайт с uCozCopyright ВОЛЬВАКОВЦЫ © 2020