|
СЕКРЕТЁВ
Петр Иванович
(25.2.1877 – 28.10.1935)
Русский военный инженер
Генерал-майор
Создатель автомобильных войск
|

|
Награды: ордена: св. Станислава 3 ст., св. Анны 3 ст., св. Станислава 2 ст. с мечами (1906), св. Владимира 4 ст. (1912), св. Владимира 3 ст. (6.4.1914); иностранные: итальянский – Короны 2 ст., бухарский – Золотой Звезды 3 ст., офицерский крест французского ордена Почетного легиона; медали: светло-бронзовая – в память Русско-японской войны 1904-05 гг, в память 100-летнего юбилея Отечественной войны 1812 г., в память 300-летия дома Романовых.
Православный.
Из дворян Области Войска Донского. Казак станицы Нижне-Чирской 2 Донского округа. Уроженец Одессы. Отец Иван Петрович – есаул, атаман ст. Милютинской, мать Мария, урожденная Кайманан.
Образование получил в Донском КК. В службу вступил (1.9.1895) в Инженерное училище в Санкт-Петербурге.
13.8.1897 – окончил Николаевское ИУ по 1 разряду. Выпущен подпоручиком (ст. 12.8.1896) в 15сапб, но уже 4.9.1897 – был прикомандирован к 19сапб (г. Брест-Литовск), а 26.1.1899 – переведен в 19сапб.
Прошел ряд должностей: обучающий 1 отделения саперной школы, батальонный квартирмейстер, делопроизводитель батальонного суда, батальонный адъютант, заведующий швальней, сапожной мастерской и паровой прачечной. Поручик (ст. 12.8.1900).
8.1903 – переведен в 9сапб (Варшава).
Служил на разных должностях: заведующий лагерной командой и инструментальным складом 4сапбр, обучающий саперной школы, батальонный адъютант, командир 3 роты.
Поступил в Варшавский политехнический институт, но не окончил из-за начавшейся войны. Штабс-капитан (ст. 12.8.1904).
Батальон прибыл на Дальний Восток (26.2.1905), перешел границу Маньчжурии (2.4.1905). Рота направлена в Приморскую область для укрепления Тереховской позиции, а затем переброшена (6.1905) в состав Корейского отряда генерал-майора А.Д. Анисимова для укрепления побережья Южно-Уссурийского края и Владивостока. Батальон вернулся на постоянное место дислокации (11.1905). К концу года батальон передислоцирован в Киев.
5.4.-11.10.1908 – находился в запасе по Киевскому уезду.
Окончил курс инженерного отделения Киевского политехнического института. Инженер-технолог.
11.10.1908 – зачислен на службу во 2 Закаспийский ждб (Самарканд).
Прошел практику по службе тяги в депо Чарджуй Среднеазиатской железной дороги. Капитан (ст. 18.2.1909).
4.1909 – принял командование ротой, с которой командирован (24.5.1910) в Люблин на распределение железнодорожного парка.
14.7.1910 – командир 1 Учебной автомобильной роты в Санкт-Петербурге с правами командира ждб. Это подразделение должно было стать организующим центром автомобилизации Русской Армии. Рота комплектовалась за счет 1ждбр (г. Барановичи).
|
Командирован на месяц во Францию для наблюдения за испытаниями автомобилей для французской армии (8.1910).
Командирован (11.1910) в Ригу на Русско-Балтийский вагонный завод. Признал возможность производства автомобилей и комплектования ими роты. Подполковник (ст. 10.4.1911, за отличие).
20.5.1911 – утверждены разработанные Секретёвым рисунки специальных знаков на погоны и эполеты чинов роты (до сего времени автомобилисты носят эту эмблему). 7.1911 – первый пробег роты по маршруту Гатчина – Царское Село – Красное Село и обратно. Организовывал и участвовал в ряде испытательных пробегов.
26.10.1912 – утвержден штат Военно-автомобильной роты. Полковник (ст. 14.4.1913, за отличие).
Секретёв лично проводил экзамен по управлению автомобилем и экзаменовал каждого офицера. Виртуозно управлял автомобилем и не имел себе равных. Вел принципиальную полемику с преподавателем Николаевской ИА генерал-майором В.Л. Колонтаем по вопросам обеспечения крепостей грузовиками. |
В центре: Николай II и П.И. Секретёв |
|
Перед стартом военного автопробега 1913 г., в котором участвовали четыре Руссо-Балта С24-30 VII серии.
Слева направо: начальник учебной автомобильной роты полковник П.И. Секретев,
начальник отдела военных сообщений Военного министерства генерал-лейтенант Ф.Н. Добрышин,
начальник Генерального штаба генерал от кавалерии Я.Г. Жилинский,
Военный министр генерал от кавалерии В.А. Сухомлинов |
22.12.1913 – рота перешла в подчинение ГВТУ, преобразованного из ГИУ. Военное министерство приняло разработанную с участием Секретёва программу, ставшую частью «Большой военной программы по усилению состава армии». С офицерами роты принял участие в разработке «Строевого устава для автомобильных частей» (ч. 1) и «Наставления для автомобильной службы» (ч. 2), которые применялись вплоть до 1924 г.
 |
Возглавлял комиссию по приему от Британской инженерной компании 422 автомобилей, утвержденных Военным советом от 30.8.1914 г.
За 1914 г. сформировал 6 автомобильных рот. Выдвинул инициативу организации специализированного авторемонтного производства. В скором времени были созданы 5 фронтовых мастерских (до 1200 капремонтов в год каждая), затем ещё 2.
15.1.1915-17 – начальник первой в России Военной автомобильной школы.
Генерал-майор (пр. 22.3.1915, ст. 14.9.1919, за особые отличия).
В 1917 – начальник автомобильных частей Русской армии. В дни Февральской революции отказался предоставить командующему Петроградским ВО генерал-лейтенанту С.С. Хабалову броневики для подавления выступлений. Входил в руководство Военной комиссии Государственной Думы, где произошел конфликт монархиста Секретёва с членом Петросовета коммунистом К.Е. Ворошиловым. Как человек близкий в свое время к Распутину, был арестован, доставлен в Петропавловскую крепость и помещен в камеру № 54 Трубецкого бастиона, где и содержался (3.3.-31.10.1917). |
«Отрядом солдат автошколы из семи человек, который арестовывал генерала, руководил будущий «великий пролетарский поэт» ратник 2-го разряда Владимир Владимирович Маяковский, служивший в автошколе чертёжником и незадолго до этого, 31 января 1917 года, получивший из рук генерала Секретёва серебряную медаль «За усердие» на ленте ордена св. Станислава. В автошколу Маяковский «устроился» в октябре 1915 года по протекции «буревестника революции» Максима Горького, чтобы, как сейчас принято говорить в молодёжной среде, «косить» от фронта. В автобиографической поэме в прозе «Я сам» этот эпизод своей биографии Маяковский описал так: «…Забрили. Теперь идти на фронт не хочу. Притворился чертёжником. Ночью учусь у какого-то инженера чертить авто… Паршивейшее время. Рисую (изворачиваюсь) начальниковы портреты…».
В последующем Маяковский частенько с удовольствием и не без гордости похвалялся перед Горьким этим своим «весёлым делом» арестом генерала, которое он совершил, судя по всему, будучи в очень нетрезвом состоянии.
После ареста Секретёва Маяковский на несколько дней даже принимает командование автошколой, но это совсем не то, к чему рвётся душа поэта. 28 февраля 1917 года ему совместно с вольноопределяющимся Д. Таировым было поручено председателем Военной Комиссией Государственной думы полковником Генерального штаба Б.А. Энгельгардтом «произвести выборы представителей в Военно-Автомобильной школе, организовать ремонт машин». О том, как поэт выполнил поручение новой демократической власти, неизвестно, но хорошо известно, что он энергично хлопочет об увольнении, к осени признаётся негодным для военной службе и покидает нечаянно свалившийся на него пост начальника автошколы…
В подтверждение необоснованности ареста говорит и то, что за весь период многомесячного пребывания под арестом в Петропавловской крепости с генерала Секретёва не было снято никаких показаний, он не был ни разу допрошен, ему не были предъявлены никакие обвинения.
… Врагов и завистников у генерала Секретёва было, судя по всему, немало. Слишком велик был список желающих покатать на авто за государственный счёт своих жён, тёщ, любовниц и бог знает кого ещё. А машин на всех не хватало, вот и приходилось многим отказывать. К тому же громадные суммы денежных средств, которыми он имел право распоряжаться, порождали различные слухи, сплетни и заочные обвинения». «Находящегося в тюрьме генерала новые власти уволили в отставку 31 марта 1917 года. А 3 апреля Ленин, стоя на конфискованном в автомобильной части «бесхозном» броневике на Финляндском вокзале, уже читал свои «апрельские тезисы». ...
Осень 1919 – эмигрировал во Францию.
Работал в автомобильной промышленности. Состоял инспектором для связи с иностранными организациями на заводе «Панар и Левассер». Создал в Париже Русскую автомеханическую школу и Технические курсы. Инициатор создания в 1930 г. русских Высших военно-инженерных курсов в Париже, которые работали по программе Николаевской ИА. Работал преподавателем на курсах. 30.10.1935 г. состоялась защита дипломных работ последней группы слушателей курсов.
Преподавал на Высших военно-научные курсах генерал-лейтенанта Н.Н. Головина в Париже. Председатель Союза технических войск. Основал «Казачий Дом» с приемным покоем, общежитием и библиотекой.
Жена Ольга Ивановна – дочь потомственного почетного гражданина Азарова. Детей не было.
Скончался (28.10.1935) в Париже от острого приступа стенокардии. Похоронен на кладбище в Сент-Женевьев де Буа.
Сестра Екатерина (1878 – ?).
Источники информации
1. Кирилец С., Канинский Г. Автомобили Русской Императорской Армии: «Автомобильная академия» генерала Секретева. – М.: Фонд «Русские витязи», 2010.
2. http://www.grwar.ru/persons/persons.html?id=1865
Брюховецкий Р.И.
|