|
МАК-ДОНАЛЬД
Иван-Альфред Георгиевич
(13.7.1850 – 29.6.1906)
Русский военный инженер и преподаватель
Генерал-лейтенант
|

|
Происходил из Шотландии. Родился в Ново-Радомске.
Окончил физико-математический факультет Варшавского университета.
1872 – окончил Константиновское ВУ. Выпущен подпоручиком в 10 Гренадерский полк.
1875 – сдал экстерном экзамен на саперного офицера в Николаевском ИУ.
1875 – переведен в 1сапб.
1878 – окончил Николаевскую ИА по 1 разряду. Военный инженер.
Поступил в Корпус инженеров Морской строительной части.
Младший строитель казенных зданий в Николаевском порту.
1881 – старший строитель Кронштадтского порта.
Командирован за границу для ознакомления с иностранными портовыми сооружениями (1884). Каждое лето (1885-88) плавал по берегам Финского залива на винтовой шхуне «Секстан», изучая берега и производя изыскания по выбору места для устройства военного порта.
1886 – отдельный инженер-строитель Санкт-Петербургского порта.
1887 – преподаватель строительного искусства Николаевской ИА, читал курс морских сооружений. Инженер-полковник.
1890 – строитель Либавского военного порта (смета 10 594 189 рублей).
Находился в командировках для изучения вопроса о землечерпательных работах (1890, 1892, 1894, 1899). Генерал-майор
(2.4.1895). Командирован в Порт-Артур для участия в совещательной комиссии по составлению проектов устройства порта и крепости (1.1900). Генерал-лейтенант (1906).
При огромной эрудиции отличался большой работоспособностью, педантичной аккуратностью и твердым, решительным и настойчивым характером.
Заболев сахарной болезнью, уехал в Варшаву, где заболел воспалением легких и скончался (29.6.1906).
«Стратегическое значение порта, по мысли его
инициаторов, определялось двумя главными факторами: незамерзаемостью и
близостью к границе, т.к. в то время наш флот в Балтийском море мог действовать
наступательно. Впоследствии, с ослаблением Балтийского флота, порт Императора Александра
III был признан не отвечающим его задачам, и крепость упразднена. Задуманный с
широкими целями – обслуживать весь Балтийский флот в течение круглого года,
порт несколько раз видоизменял свое назначение, и в настоящее время, после Русско-японской
войны, он имеет второстепенное значение, служа в зимнее время местом стоянки
случайных судов и дивизии миноносцев». (Военная энциклопедия (Сытин, 1911-1915).
Источники информации
1. Волков С.В. Генералитет Российской Империи: энциклопедический словарь генералов и адмиралов от Петра I до Николая II. В 2 т. – М.: «Центрополиграф», 2009.
Брюховецкий Р.И. |