|

|
КЮИ
Цезарь Антонович (6.1.1835 – 13.3.1918)
инженер-генерал, русский профессор военной фортификации, композитор и музыкальный критик, член Могучей кучки и Беляевского кружка. |

|
Награды: ордена: св. Станислава 3 ст. (1863), св. Анны 3 ст. (1870), св. Станислава 2 ст. (1873), св. Анны 2 ст. (1878), св. Владимира 4 ст. (1881), св. Владимира 3 ст. (1883), св. Станислава 1 ст. (1886), св. Анны 1 ст. (1891), св. Владимира 2 ст. (1901), Белого Орла (1911), св. Александра Невского (6.12.1916); французский – Почетного Легиона командорский крест (1896). Родился в Вильно (ныне Вильнюс, Литва). Его мать, Юлия Гуцевич, была литовкой, отец – француз, бывший офицер Наполеоновской армии, оставшийся в России после войны 1812 г., был учителем в местной гимназии. Ц.А. Кюи учился в Виленской гимназии, в той самой, где отец преподавал французский язык.
Пятилетним ребенком Кюи уже воспроизводил на фортепиано мелодию слышанного им военного марша. В 10 лет сестра начала его учить фортепианной игре; затем учителями его были Герман и скрипач Дио. Учась в виленской гимназии, Кюи, под влиянием мазурок Шопена, оставшегося навсегда любимым его композитором, сочинил мазурку на смерть одного учителя. Живший тогда в Вильно Монюшко предложил давать талантливому юноше бесплатно уроки гармонии, продолжавшиеся, впрочем, всего полгода.
1851 – поступил в Кондукторскую роту Главного ИУ. 1855 – окончил Кондукторские классы Главного ИУ. Прапорщик (ст. 11.6.1855). Оставлен в Училище для продолжения обучения в Офицерских классах. 1857 – окончил Офицерские классы, преобразованные в Николаевскую ИА (по 1 разряду). Военный инженер. Поручик (ст. 23.6.1857). Оставлен репетитором топографии (1857) и фортификации (1859). 1861 – преподаватель фортификации Николаевской ИА и ИУ. Штабс-капитан (1862, ст. 17.4.1862, за отличие). Капитан (ст. 16.4.1867). Подполковник (ст. 30.8.1870). Полковник (ст. 13.4.1875, за отличие). Был командирован на европейский театр войны и участвовал в укреплении позиций русской армии под Константинополем. Представил (1878) блестящую работу о русских и турецких укреплениях. 20.1.1879 – адъюнкт-профессор Николаевской ИА и ИУ. 8.4.1880-28.7.1890 – состоял при Николаевской ИА. Занимал кафедру по своей специальности одновременно в трех военных академиях: Генштаба, Инженерной и Артиллерийской. Генерал-майор (ст. 30.8.1885, за отличие). Преподавал инженерное дело будущему императору Николаю II.
1896 – генерал-инспектор инженерных частей. Заслуженный профессор Николаевской ИА (28.7.1890). Почетный член Конференции Михайловской АА (21.2.1896). Генерал-лейтенант (ст. 14.5.1896, за отличие). Член Конференции Николаевской ИА (17.7.1900). Почетный член конференции Николаевской ВА (11.6.1905). Инженер-генерал (ст. 22.6.1906, за отличие).
|
...За первые 20 лет службы прошел путь от прапорщика до полковника (1875), однако его преподавательская работа ограничивалась лишь младшими классами Училища, так как военное начальство не могло примириться с мыслью о возможности для офицера с одинаковым успехом совмещать научно-педагогическую, композиторскую и критическую деятельность.
Председатель Санкт-Петербургского отдела Русского музыкального общества (1896-1904).
После Октябрьской революции
Цезарь Антонович перешел на сторону Советской власти.
Он даже вступил в РККА,
продолжая оставаться профессором
трех военных академий. |

|
 | КЮИ Цезарь Антонович - военный инженер, генерал-майор, заслуженный профессор фортифакации в академиях Николаевской инженерной, Михайловской артиллерийской и Генштаба, скрипач, композитор и музыкальный критик, род. в 1835 г., ученик Монюшки. Впервые выступил в качестве композитора в 1859 г. в концертах русского музыкального общества, где было исполнено его скерцо f-dur для оркестра. В 1869 г. поставлена на сцене Мариинского театра его опера "Ратклиф", в 1876 г. – "Анжело". Еще в 1859 г. К. написал оперу "Кавказский пленник", которая в 1883 г. была поставлена на сцене Мариинского театра в переработанном виде. Комическая опера "Сын мандарина" исполнялась на сцене клуба художников и на многих любительских спектаклях. |
Наибольший успех К. имел со своими романсами и berceuse дла скрипки. К. - автор многих оркестровых произведений и камерной музыки. В 1893 г. в парижской Комической Опере поставлена опера К.: "Le Flibustier". С 1864 по 1876 гг. К. помещал в "СПб. Ведомостях" музыкально-критические статьи; позднее был сотрудником в "Неделе", "Голосе", "Музыкальном Обозрении" и пр. В Париже издана его книга "Lamusique en Russie". Подробный список соч. Кюи помещен в каталоге Бесселя. К. преподавал фортификацию ныне благополучно царствующему Императору Николаю II.
Труды Кюи, пользующиеся наибольшим успехом в военном Mиpе: "Атака и оборона современных крепостей" (1881); "Опыта рационального определения величины гарнизона современных крепостей" (1884); "Краткий исторический очерк долговременной фортификации" (1889) и "Краткий учебник полевой фортификации" (7 изд. 1894). Во время Восточной войны был командирован на Дунай для обзора фортификационных работ и написал: "Путевые заметки инженерного офицера на театре военных действий в Европе и Турции", перев. на иностранные языки.
О нем см. "Артист" ј34; М. Иванов ("Пчела", 1876). Воспоминания о нем В. Крылова в "историческом Вестнике" (1894); Merci Aigenleau, "Cesar Cui" (П. 1888).
Брокгауз и Ефрон
Женат. Сын Александр – действительный статский советник.
Брат Александр – действительный статский советник. Прах и памятник перенесены (1939) со Смоленского Лютеранского кладбища в Некрополь мастеров искусств. Тихвинское кладбище Александро-Невской Лавры (СПб). Фото 2009 |
Фотографии http://almamater-3.3dn.ru/photo/1898_varshava/1-0-236
Источники информации
Брюховецкий Р.И., Ермаков В.В.
|