| ДЕДЕНЕВ Михаил Алексеевич (3.11.1721 – 1786)
Русский военный инженер Действительный тайный советник Сенатор Инженер-генерал-поручик Начальник Санкт-Петербургской инженерной школы | |
Воспитывался в Сухопутном шляхетском КК. Незадолго до окончания курса, как выдающийся по способностям ученик, назначен (13.5.1740) помощником преподавателя в фортификационном классе. 1741 – окончил курс в Сухопутном шляхетском КК с чином подпоручика. Поступил на службу в Инженерное ведомство. … 1750 – преподаватель и начальник Санкт-Петербургской инженерной школы. … Обер-кригс-комиссар Деденев назначен (1757) в комиссию под председательством генерал-аншефа В.В. Фермора для рассмотрения состояния русских крепостей. Инженер-полковник (на 1758). На 1758 – состоял при Санкт-Петербургской крепости. Составил (1758) проект мостового укрепления Рижской крепости в виде двенадцатиугольного штерншанца. В проекте Рижской крепости «разработаны вполне подробно все принципы тепольной системы, сделавшейся впоследствии знаменитой в сочинениях француза маркиза Монталамбера. Вместе с тем, Деденев высказывал в своих проектах другой принцип, приобревший гражданство во французской фортификации лишь через 75 лет. Этот принцип заключался в начертании вала независимо от линии рва, что также следует признать серьезною попыткою освободить фортификацию из тесных рамок, предписанной приверженцами бастионной системы, в которой застыла французская школа. Проведением этих двух правильных начал Деденев далеко опередил современных ему инженеров, а потому этому талантливому деятелю принадлежит весьма почетное место в истории фортификации». Генерал-майор (1759). 1759 – получил в управление Инженерную чертежную. … 1763 – заведующий строительством водяной коммуникации от Волхова до Волги по проекту Г.А. Резанова. Генерал-поручик (1765). Строитель по собственному проекту Вышневолоцкой системы. Тогда же прорыт был им канал, соединяющий Каму с Шексною. 1768 – получил назначение присутствовать в Государственной военной коллегии, одновременно главный директор Сясьского каналa, который привел в отличное состояние. После возвращения из Приазовья представил проект новой Линии, который на заседании Совета Военной коллегии в присутствии императрицы Екатерины II был рассмотрен (22.3.1770) и признан с инженерной точки зрения удовлетворительным. 10.5.1770-71 – главный командир строительства крепостей Днепровской линии (южной границы Российской империи). Вместе с командиром корпуса Действующей армии Бергом осмотрел (6.1770) место для Александровской крепости (ныне – Запорожье). Строил (1770-75) Александровскую крепость инженер-полковник Яков Бибиков вместе с военными инженерами – подполковником Андреем Паниным, капитанами – Федором Наковальниным и Александром Вахтиным, поручиком Путимцевым и прапорщиком Александром Мусин-Пушкиным. При строительстве Александровской крепости и крепости Святого Петра у Азовского моря впервые в мировой фортификационной практике появился т.н. капонирный фронт, автором этого был известный российский военный инженер и архитектор А.И. Ригельман. 1771 – назначен присутствовать в Правительствующем Сенате. Действительный тайный советник (1773). Награжден орденом Александра Невского (10.7.1775). Сенатор (1781). … Источники информации
Брюховецкий Р.И.
|