| СТРЖЕМИНСКИЙ (СТШЕМИНЬСКИЙ) Владислав Максимилианович (9.11.1893 – 28.12.1952) Русский и советский военный инженер Советско-польский художник Авангардист, теоретик унизма Поручик | |
Родился в Минске, в семье польского дворянина и подполковника Русской Императорской армии Максимилиана Бенедикта Стржеминского и Евы Розалии, урождённой Олехнович. 1911 – окончил 3 Московский КК. Вступил в службу в Инженерное училище в Санкт-Петербурге. Юнкер.
12.7.1914 – окончил Николаевское ИУ. Выпущен подпоручиком (ст. 6.8.1912) в 6 Сибирский сапб.
7.1914 – получил назначение в Осовецкую крепостную сапр.
Осовецкая крепостная сапр была усилена составом и развёрнута в две отдельные роты. Подпоручик 2сапр. Оказавшись на выступе фронта в полуокружении, с 9.1914 г. гарнизон был вынужден жить под бомбёжками и атаками противника, в т.ч. отразить два генеральных штурма (9.1914, 2-3.1915). Третий генеральный штурм крепости (24.7.1915) немцы начали массированной газобаллонной атакой хлором. Награжден Георгиевским оружием (ВП 25.7.1915). Участник «атаки мертвецов» – контратаки 13 роты 226 Землянского полка (24.7.1915) при отражении немецкой газовой атаки. «13-я рота, составлявшая гарнизон Заречного форта, уже потеряла отравленных газами 20 человек; также был отравлен ими командир роты подпоручик Котлинский, но оставался в строю. Вместе с ротой был командирован, вызвавшийся охотником саперный офицер подпоручик Стржеминский для выяснения по ходу боя необходимых фортификационных построек на внутреннем пространстве Сосненской позиции. Рота, перейдя мост и гать длиной около версты под сильным артиллерийским огнем противника, отравленная уже значительно удушливыми газами, рассыпавшись цепью повела наступление вдоль полотна железной дороги. Выйдя на линию общего резерва, подпоручик Котлинский лично произвел рекогносцировку и, верно оценив обстановку, с 500 шагов бросился во главе своей роты в атаку на наступающие немецкие цепи. Немцы открыли по 13 роте сильный ружейный и пулеметный огонь, но это не остановило стремительной атаки, несмотря на то, что в это время был смертельно ранен подпоручик Котлинский, передавший командование ротой саперному офицеру поручику Стржеминскому. Последний, обнажив шашку с криком «ура» бросился на немцев, увлекая за собой роту. Местность атаки была весьма неудобная: развалины старых блиндажей представляли собой ямы, в которых проваливались люди; отовсюду торчали доски и бревна и т.д., но доблестная рота, поистине достойная своего покойного командира, стремительной атакой, которая была доведена до конца, штыковым ударом выбила немцев последовательно с занимаемых ими позиций, а потом и из передовых окопов 1-го и 2-го участков Сосненской позиции при этом было взято 16 пленных. Находившиеся в окопах и захваченные немцами наши противоштурмовые орудия и пулеметы в полной исправности отбиты у противника. Подпоручик Стржеминский был сильно отравлен удушливыми газами, но остался в строю». Награжден орденом св. Георгия 4 ст. (ВП 24.5.1916). Поручик.
Попал под минометный обстрел, получил (1916) тяжелое ранение: потерял ногу, руку и глаз. Инвалид. 1918-20 – руководил отделом искусства в Народном комиссариате просвещения (Наркомпрос) РСФСР. Одновременно преподавал вместе с В. Татлиным в Свободных Художественных Мастерских (СВОМАС). В эти годы был активным сторонником прокламируемого К. Малевичем супрематизма.
1920-21 – организовал и руководил в Смоленске филиалом группы Утвердители нового искусства (УНОВИС).
Окончил ВХУТЕМАС.
1922 – вместе с женой, скульптором Катажиной Кобро, переехал в Польшу.
| 1924 – Стржеминский и Кобро принимали участие в организации варшавской авангардистской группы «Блок», издававшей и одноимённый журнал. В нём художник впервые изложил свои мысли на тему создания нового авангардистского течения «унизм», окончательно оформленного в книге «Унизм в живописи» (1928). Унизм в абстрактном искусстве, согласно Стржеминскому, являлся дальнейшим развитием супрематизма и требовал при создании полотен отказа от множественности форм изображения, дабы сохранить его единство. Множественность форм, как считал художник, «разрывает» единство картины. Вместо органического единства композиции таким образом образуется механический конгломерат не стыкуемых между собой объектов. |
1930-е – присущую прежним работам многоцветность изменил на светлую однотонность изображения.
1950 – был приказом министра культуры отстранен от преподавания за несоответствие догмам социалистического реализма.
«...женился на русской немке, стал отцом. Его
дочь Ника дожила до 2006 года и была похоронена на православном кладбище г.
Лодзи». Умер и похоронен в г. Лодзи (Польша).
Академия изящных искусств в Лодзи носит имя художника.
В честь В. Стржеминского в Польше выпускались памятные монеты.
Источники информации
Брюховецкий Р.И.
|