СТРУВЕ де
Густав Егорович
(4.8.1833 – 10.6.1882)
Русский военный инженер
Генерал-майор
Почетный гражданин г. Коломна
и Московской губернии
|
|
Отец Георг фон Струве (29.8.1802 – 1886) – управляющий лесными угодьями Королевства Польского. Обрусевший немец, выходец из обедневшей дворянской семьи. Его предки в середине 18 в. перешли на службу России, были дипломатами. Мать Евгения (12.6.1809 – ?), урожденная Витте.
1852 – окончил Главное ИУ. Выпущен прапорщиком. Продолжил обучение в Офицерских классах Главного ИУ. Подпоручик (1853).
1854 – окончил Офицерские классы Главного ИУ. Военный инженер. Выпущен поручиком.
Отбыл в распоряжение начальника инженеров Южной армии.
Хорошо зарекомендовал себя при строительстве укреплений на подступах к Николаеву, за что получил благодарность Императора. Участвовал в переоборудовании Аккерманской крепости, руководил строительством артиллерийских фортов Одесской гавани.
После войны командирован за границу для сбора сведений о гидротехнических сооружениях и способах постройки прибрежных казематов, которые бы надёжно защищали артиллерийские батареи от вражеских снарядов и бомб. Посетил США, Англию, Францию, Италию, Египет, Грецию, Турцию. Капитан (1860, за отличие). Подполковник (1862, за отличие).
1863 – вновь побывал в США и Англии «для собрания сведений о постройке броненосных батарей».
С 1863 – помощник руководителя строителя Кронштадтской крепости.
Брат уговорил принять участие в делах его завода (1865). Полковник (1866).
С 1866 – предприятие стало называться «Завод инженеров братьев Струве». Организовал производство паровозов (1869).
5.11.1871 – Император разрешил инженер-полковникам Аманду и Густаву Струве и московскому 1 гильдии купцу А.И. Лессингу учредить акционерное общество под названием «Общество Коломенского машиностроительного завода» и утвердил его Устав. Директором-распорядителем был избран Г.Е. Струве.
На предприятии изготавливали мосты, строили железнодорожные вагоны, платформы, паровозы, пароходы, выпускали другую продукцию. Во многом благодаря инициативе братьев Струве завод становится не только крупным предприятием в центре России, но и известным в Европе.
Предприниматели братья Струве в первую очередь заботились о производстве. Но многое делали и для улучшения труда и быта работающих. В 1870 г. на заводе по предложению Густава Егоровича было открыто профессиональное училище, где подростки обучались бесплатно, а позже для выпускников были организованы курсы по совершенствованию технических знаний. И в училище, и на заводе работали прекрасные библиотеки. Имелась больница, безвозмездная для рабочих и их семей. Были открыты дешёвая столовая, баня. Действовало общество потребления необходимых жизненных припасов. Рабочим помогали приобретать в аренду участки земли и строить дома. Было образовано общество народных увеселений. Построен театр… 1877 – член Инженерного комитета ГИУ, член комиссии по рассмотрению проекта самолета А.Ф. Можайского.
Организовал производство пароходов (1878). Генерал-майор (1879).
В дореволюционный период на заводе было построено свыше 5000 паровозов, выпущено 128 пароходов, в т.ч. первые в мире колёсный речной теплоход, винтовой почтово-пассажирский теплоход и морской двухвинтовой теплоход-танкер для перевозки нефти. Коломенские инженеры нашли способ приспособления дизеля в качестве силовой установки для речных и морских судов. Кроме того, завод в разное время выпускал товарные платформы, сельскохозяйственные машины и орудия, ткацкие станки, торфяные и паровые машины, землечерпательницы и трамваи.
Женат на дочери генерала от инфантерии барона фон Остен-Дризен Ольге Федоровне (5.10.1844 – 24.1.1913), воспитали 8 детей: Егор (16.2.1867 – ?) – владелец завода по производству механических принадлежностей для текстильных машин в г. Митвейде; Александра (18.4.1872 – 8.8.1929); Николай (13.4.1875 – ?) – музыкальный деятель, заведующий «Российским музыкальным издательством» в г. Берлине; Екатерина (28.4.1877 – ?), Розалия (6.3.1878 – ?), Маргарита (6.5.1879 – 1933), Сергей-Константин (25.3.1881 – 28.2.1915) – флигель-адъютант Николая I; Василий (7.3.1882 – 1.10.1945) – член правления «Акционерного общества Коломенского машиностроительного завода» и член правления концерна «Коломна-Сормово». Жена и дети вероисповедания лютеранского.
10.6.1882 – директор-распорядитель Коломзавода скончался.
Похоронен при церкви Всех Святых с. Боброва.
На памятнике была помещена эпитафия: «Ты жизнь свою нам посвятил и память вечную оставил».
Более тысячи человек пришли проститься с Г.Е. Струве. С проникновенной речью к ним обратился младший брат усопшего Аманд Егорович: «Тяжкая потеря соединяет нас здесь, друзья, посреди завода, который так молчаливо смотрит на нашу общую печаль! Мы потеряли любимого брата, неутомимого деятеля, который посвятил жизнь свою развитию и благосостоянию завода и стремился всеми силами к тому, чтобы завод своею деятельностью приносил пользу отечеству и занимал почётное место в отечественной промышленности нашей. Вы, друзья, потеряли своего руководителя, с отеческим попечением заботившегося не только о преуспевании завода, но и о благе и нуждах всякого рабочего и каждого из вас, господа-сотрудники его».
Братья и сестры: Мария (31.3.1832 – ?); Евгений (4.8.1833 – 4.8.1833); Антония (11.4.1835 – 10.1.1856); Аманд (30.5.1835 – 12.9.1898) – выпускник Главного ИУ (1855), Николаевской ИА (1857), военный инженер, мостостроитель, генерал-лейтенант; Адольф (17.6.1837 – 4.11.1852); Генрих (27.6.1840 – 16.3.1912) – российско-польский философ, доктор философии, профессор Варшавского университета; Евгений (24.12.1838 – ?); Адам (2.11.1841 – 2.11.1841); Елена (14.10.1842 – ?); Георг (1.2.1844 – 15.11.1876); Филипп (7.10.1845 – 1899) – окончил Николаевское ИУ (1865), военный инженер, штабс-капитан; Павел (29.6.1847 – 1930); Елизавета (7.12.1848 – 21.3.1880); Клара (14.8.1854 – ?).
4.2.1901 – в сквере напротив заводоуправления были открыты памятники – бронзовые бюсты братьев Аманда и Густава (не сохранились).
Источники информации
Брюховецкий Р.И.
|