ЛЕСЕВИЧ
Владимир Викторович
(15.1.1837 – 13.11.1905)
Русский военный инженер
Философ, социолог, публицист
Штабс-капитан
|
|
Родился в с. Денисовка Лубенского уезда Полтавской губернии, в дворянской семье.
Окончил Киевскую гимназию.
Поступил в Инженерное училище в Санкт-Петербурге.
1855 – окончил Главное ИУ.
1856 – окончил теоретический класс Николаевской ИА. Военный инженер. Выпущен прапорщиком в Кавказский сапб. Служил на Кавказе.
Участник боевых действий.
1861 – окончил Николаевскую Академию ГШ. Штабс-капитан.
1861 – после окончания учебы вышел в отставку.
Вернулся в свое имение в Полтавскую губернию. Основал школу для крестьян, что стало причиной конфликта с местной администрацией.
С конца 1860-х начинает сотрудничать с журналами «Отечественные записки», «Вестник Европы» и другими.
В марте 1879 г. при производстве дознания в Петербурге о тайной типографии выяснились его сношения с революционными деятелями и «близкое пособничество» Г. Лопатину, вследствие чего был арестован в Петербурге в средине марта 1879 г. и заключен в Литовский замок. В виду отсутствия юридических данных (сведения о его участии в революционной деятельности были основаны на агентурных данных) не мог быть привлечен к дознанию.
Вследствие этого, по распоряжению временного петербургского генерал-губернатора от 6.5.1879 г. выслан в административном порядке в Восточную Сибирь под надзор полиции.
Выбыл из Петербурга (12.5.1879); отправлен из Нижегородской тюрьмы (27.5.1879) и водворен в Енисейске (9.1879); переведен в Красноярск (12.1880). Фотография (1880).
Постановлением Особого совещания от 19.12.1881 г. оставлен под надзором на 4 года.
1881 – получил разрешение переехать на жительство в Полтавскую губернию, но по болезни оставался в Казани (до 8.6.1882). Сотрудничал в «Вестнике Народной Воли». С 1887 – состоял под негласным надзором в Тверской губернии.
| 1888 – получил разрешение на переезд в Петербург. По возвращении в Петербург сблизился с Михайловским, стал одним из основателей народнического журнала «Русское богатство». В своих первых работах философского характера пропагандировал идеи позитивистов О. Конга, Л. Фейербаха, П.Л. Лаврова (Очерки развития идеи прогресса, 1868; Философия истории на научной почве, 1869; Позитивизм после Конта, 1869; Новейшая литература позитивизма, 1870 и другие.). В наибольшей степени его воодушевляла позитивистская программа преодоления метафизики и утверждения в культуре идеалов подлинной научности и рациональности. |
В дальнейшем Лесевич сосредоточивает усилия на разработке гносеологической проблематики, которой, по его убеждению, «первый позитивизм» уделял неоправданно мало внимания. Он признает необходимость использования новейших научных методов для обоснования «позитивной» философской теории познания и приветствует «критицизм» представителей второй волны позитивизма – Р. Авенариуса, А. Риля, К. Геринга и др. Позитивная философия на этом этапе, по Лесевичу, развивает теорию «чистого опыта», которая призвана покончить с традиционными формами философского «антропоморфизма», нашедшего выражение в понимании природы чувственного и рационального знания (представления о врожденных идеях, об априорных формах).
В конечном счете, полагал Лесевич, реальностью должен стать синтез новейшей позитивистской теории и современной науки. Это, в свою очередь, приведет к радикальным преобразованиям в общественном сознании и в общественной жизни в целом. Особое внимание уделял социальной проблематике, считая, что и в области социологии позитивистская методология должна сыграть решающую роль. Он различал в социологической теории два раздела: социальную статику, изучающую характер и условия организации общества и социальную динамику, рассматривающую закономерности функционирования общественных образований. Основным критерием общественного прогресса является успешное развитие научного знания. Тяга к познанию – коренное свойство человеческой природы, а «положительная», научная философия наиболее адекватный и продуктивный результат этого универсального человеческого стремления.
Основные работы:
Опыт критического исследования основоначал позитивной философии (1877),
Что такое научная философия (1891),
Эмпириокритицизм как единственная научная точка зрения (1909).
3.1901 – обыскан и арестован за подписание адреса по поводу избиения студентов на Казанской площади; выслан из Петербурга.
Перед смертью был свидетелем Революции 1905 г., выступил с осуждением как революционного, так и государственного насилия.
Умер в Киеве.
Источники информации
Брюховецкий Р.И.
|