ГОЛЬЦМАН
Давид
()
Прусский и российский военный инженер
Инженер-капитан
Начальник Санкт-Петербургской инженерной школы
(12.1720 – 16.4.1724)
Начальник Санкт-Петербургской объединенной инженерной школы (16.4.1724 - 1730)
Инженерное образование получил в Европе.
«Сложнейшая военно-политическая ситуация, в которой оказалась страна в конце 1700 г. после неудачи русской армии под Нарвой, поставила перед царем Петром и его сподвижниками задачу освоения разнообразных приемов ведения борьбы, в том числе и инженерных. Выход к Балтийскому и Черному морям запирался плотной цепью крепостей. Освоение осадного искусства, без которого ее нельзя было разорвать, требовало немалого числа опытных военных инженеров. На первых порах петровскому правительству пришлось прибегнуть к найму иностранных специалистов. На русской службе оказались Аларт, Шах, Карстен, Зенгерлон, Мен, Гольцман и другие, получившие генеральские и офицерские чины».
Находился в подчинении светлейшего бранденбургского курфюрста в качестве военного инженера.
2.1696 – был прислан курфюрстом на русскую службу в Россию в числе 6 специалистов (военные инженеры Гольцман и Розе, артиллеристы Иван Яков Шустер, Илья Кобер, Самуил Гак, Густав Гизеветтер). По другим источникам поступил на русскую службу в 1688 г.
16.5.1696 – вся прибывшая команда из Москвы была направлена через Воронеж на службу в «большой полк к боярину воеводе к Алексею Семеновичу Шеину» для участия в осаде Азова.
Участник Азовской осады.
Азов принужден был сдаться на условиях: гарнизону выйти с женами, детьми и с имением, сколько кто на себе унести может, прочее оставить в крепости.
Войсковой инженер, привлекался к разработке документации для строительства крепостей.
«Під час Азово-Дніпровських походів 1695–1696 рр. цей кресленик за дорученням гетьмана Івана Мазепи виготовив військовий інженер Давид Гольцман, разом із звітом про перебіг воєнних дій та інженерних робіт план було надіслано до Розрядного приказу в Москву. Кресленик відображає устрій та технічний стан фортеці». 1697 – после длительной осады и нескольких предпринятых турецко-татарским войском штурмов укрепления снова были значительно разрушены. Восстановительными работами в Казикермене руководил иностранный инженер Гольцман. «Чертеж крепости Казикермен 1698 г.» составлен военным инженером, бывшим на службе у московского царя, и имевшего иностранное происхождение и образование. Чертеж Давида Гольцмана представляет собой цитадель, дополненную бастионными укреплениями с западной стороны.
1703 – строитель крепости Ямбург на р. Луге. «…Царь (Петр I - Р.И.) в 1703 г. сам начертил и план перестройки Ямской крепости, которую на практике осуществил инженер Давид Гольцман». 12.1720 – первые упоминания именно об Инженерной школе как таковой мы встречаем в докладе капитан-инженера Гольцмана в Канцелярию Главной артиллерии и Фортификации: «…По его царского величества указу повелено мне ведать Инженерной школою, учеников обучать фортификации…».
22.12.1722 – Военная коллегия определила должность и обязанности бывшего начальника Санкт-Петербургской школы: «…над всеми крепостями быть генерал-директором, генерал-майор Де-Кулон, в его же дирекции быть всем инженерам, инженерной и минерной ротам».
16.4.1724 – начальник Санкт-Петербургской (объединенной) инженерной школы. Назначен по прибытии из Москвы 78 воспитанников (12 по дороге сбежали) Московской инженерной школы с начальником пленным шведским инженер-майором Рейтером, который после объединения школ был уволен с русской службы.
Срок обучения в этой Школе составлял 2 года.
В 1728 г. штат Инженерной школы был следующий:
директор школы, он же учитель, инженер-капитан – 1;
мастеров по рисованию (инженеров) – 2;
кондукторов – 2;
учеников по наукам:
в чертежах фортификации – 20;
в геометрии и тригонометрии – 20;
в арифметике – 20.
Арифметика проводилась в низшем классе, геометрия и тригонометрия – в среднем, фортификация – в высшем.
Были введены практические занятия, которые стали считаться необходимым дополнением к теоретическим. Для этих целей использовалась Канецкая крепость.
Источники информации
1. Под редакцией Н.И. Сердцева. Инженерные войска России. Исторический очерк. – М.: ВИУ, 2001.
Брюховецкий Р.И.
|