Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Периоды [26]
Начальники [18]
Преподаватели [16]
Выпускники [3476]
Династии [1]
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Пятница, 29.03.2024, 08:10ГлавнаяРегистрацияВход
Школы военных инженеров в 1701-1960 годах
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » Статьи » Училищe » Выпускники

Чиколев А.Н.
ЧИКОЛЕВ
Александр Николаевич

(15.8.1850 – ?)

Русский военный инженер
Тайный советник
Поручик

Родился в семье Николая Ивановича – калужского помещика, отставного поручика, занимавшегося заготовкой и вывозкой леса, камня и «прочих материалов, потребных для сооружения домов, мостов и всего прочего», и  Прасковьи Дмитриевны, урожденной Нееловой.
После смерти матери (1852) отец долго и тяжело болел, сыновья воспитывались у родственников матери в сельце Пески Гжатского уезда Смоленской губернии.
Поступил в Александринский Сиротский КК в Москве, после упразднения которого  (1863) был переведен во 2 Московскую военную гимназию.
1866 – окончил 2 Московскую военную гимназию.
1868 – окончил Александровское ВУ. Переведен в Инженерное училище.
1869 – окончил Николаевское ИУ. Выпущен подпоручиком в 3 понтонный полубатальон с прикомандированием к лейб-гв. Семеновскому полку.
1871-72 – обучался в Николаевской ИА, которую оставил по семейным обстоятельствам. Возможно, получил чин поручика.
1873-75 – вместе со старшим братом Владимиром (впоследствии известным электротехником) руководил работой первой в Москве фабрикой швейных машин русского производства.
В эти годы написал пьесу в 5 действиях «Без исхода», издана (1879) в Москве.
1875 – уехал в Пермь, где с лета заведовал работами по ремонту тракта от Перми до Тобольска, а затем выполнял проектные работы и участвовал в руководстве строительными работами на строящейся Горнозаводской железной дороге от Перми до Тюмени.
С 1878 – работал в Строительной части Морского ведомства (Санкт-Петербург).
В эти годы одной из важных работ, выполняемых Строительной частью, являлось строительство нового артиллерийского полигона на р. Охте. Быстрое увеличение веса зарядов новой артиллерии нарушило все прежние расчеты о количестве пороха, которое необходимо иметь как для текущих потребностей флота, так и для запасов военного времени. Разрабатывал проекты пороховых погребов, увеличенных более чем вдвое по размерам в сравнении с предусмотренными существующим проектом полигона. Осуществлял контроль хода строительства, проводил изыскательские работы для строительства шоссе и железнодорожной ветки к полигону, разрабатывал необходимые проекты и сметы.
1891 – в связи с реорганизацией Строительной части перешел на работу инженером на Балтийский судостроительный и механический завод.
С 5.1891 – более 20 лет заведовал делами Правления. Член правления Балтийского судостроительного и механического завода.
Помимо ведения дел Правления, участвовал в решении ряда технических вопросов. В частности, летом 1907 г. совершил почти 3-месячную поездку по Дальнему Востоку с целью выбора места расположения отделений завода для постройки канонерских лодок для Амурской флотилии, а также для выяснения вопроса о необходимых строительных материалах, способах и объемах строительства. Места для создания отделений были выбраны в 12 верстах от г. Сретенска, на р. Шилке, близ ст. Кокуй Забайкальской железной дороги и вблизи Хабаровска. По результатам поездки выступил в Обществе содействия русской промышленности и торговле с сообщением об экономическом состоянии Дальневосточного региона и предложил план мероприятий для развития края и упрочения России на Востоке.
Член, затем Председатель 2 отдела Общества содействия русской промышленности и торговле.
Наибольшую известность принесли исследования по «рабочему вопросу». Для сравнения условий труда на Балтийском заводе с условиями на других заводах, в 1901 г. провел исследование на Петербургских заводах, которое охватило 11 заводов с числом рабочих около 32 000 человек. Было проведено сравнение продолжительности рабочего дня, оплаты труда, условий жизни рабочих. Значительный материал был собран по влиянию заводских работ на заболеваемость и состояние здоровья рабочих Балтийского завода по данным 1902-06 гг. и по результатам обследования при приеме на завод в 1906 г. рабочих, уволенных после забастовки в декабре 1905 г. Это исследование было осуществлено в связи с подготовкой закона об обеспечении врачебной помощью рабочих промышленных предприятий. Отмечая необходимость улучшения положения рабочих, считал, что решение этой проблемы должно проводится эволюционным путем: путем совершенствования законодательства, включения представителей рабочих и предпринимателей в законодательные органы, создания профессиональных союзов, улучшения быта рабочих и путем разработки правительством мер «направляющих жизнь страны по пути постоянного прогресса».
Тайный советник, состоял (1915) Товарищем председателя временного Совета Съездов деятелей по средней и мелкой промышленности и торговле.
Член Санкт-Петербургского комитета попечения о народной трезвости и многих других комитетов и комиссий.
Поддерживал тесную связь со своей малой родиной, ежегодно приезжал и один, и с семьей в сельцо Пески, Гжатского уезда, в Ельнинский и Смоленский уезды к родственникам. Много сделал для обеспечения книгами и наглядными пособиями Вешковской школы, членом попечительского совета которой был его дядя, много книг прислано и для двух Нееловских библиотек в Гжатском уезде.
Братья: Владимир (22.7.1845 – 1898) – окончил Александринский сиротский КК в Москве (1859), поступил в Александровское ВУ, увлекшись физикой и электротехникой, оставил (1863) ВУ незадолго до производства в офицеры и поступил вольнослушателем в Московский университет на физико-математический факультет, который окончил (1867), известный электротехник, изобретатель дуговых ламп, основатель теории прожекторного освещения, женат, дочь Валентина, в замужестве Запольская – выпускница Смольного института, автор воспоминаний об отце (1938), частично опубликованных (1948) в журнале «Электричество», когда ее уже не было в живых;
Алексей (3.10.1847 – 25.7.1898) – окончил Александровское ВУ (1867), Николаевское ИУ (1868), Николаевскую ИА (1872), военный инженер, служил в Морском ведомстве, генерал-майор, главный инспектор Строительной части Морского технического комитета.

Источники информации

Брюховецкий Р.И.
 
Категория: Выпускники | Добавил: 2051 (16.10.2014)
Просмотров: 954
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Создать бесплатный сайт с uCozCopyright ВОЛЬВАКОВЦЫ © 2024