| БОРЕЙКО Дмитрий Александрович (25.4.1885 – 1948) Русский и советский военный инженер и летчик Штабс-капитан Капитан РККА Полковник Белой армии | |
Награды: ордена: св. Анны 2 и 3 ст., св. Станислава 2 и 3 ст.
Из дворян. Уроженец Ковенской губернии.
Образование получил в Ковенской гимназии.
1906 – окончил Николаевское ИУ. Подпоручик. Как одни из лучших выпускников, получил право выбрать для службы род войск. Продолжил обучение.
Окончил Офицерский класс Учебного воздухоплавательного парка.
Службу проходил в Новогеоргиевском воздухоплавательном отделении и в 11впр. Поручик.
1911 – окончил Николаевскую ИА с дополнительным курсом. Военный инженер.
1912 – окончил авиационный отдел Офицерской воздухоплавательной школы. Военный летчик. Оставлен в школе обучающим офицером и заведующим инженерным имуществом. Читал лекции по двигателям внутреннего сгорания. В предвоенные годы неоднократно выезжал в командировки для выбора мест дислокации формируемых авиационных частей и аэродромов, приобретения и приемки военной техники, исполнял обязанности военпреда на петербургских заводах. Штабс-капитан (1914).
Находился в Действующей армии в составе отряда Военной авиационной школы (ВАШ): сначала в 6А, затем – в 12А.
С начала войны – заместитель начальник Гатчинской ВАШ по хозяйственной части. Часто выезжал на фронт для инспектирования воинских частей и участия в боевых действиях.
С 13.8.1917 – начальник Гатчинской ВАШ.
Планировал назначить Б.В. Корвин-Круковского своим заместителем по научной и технической части. Автор многочисленных публикаций по различным вопросам эксплуатации и ремонта самолетов и их оборудования, 9 книг, в т.ч. «Уход за аэропланами и гидропланами», «Описание моторов «Рон» (1916) и «Основы авиации. Руководство для ознакомления с авиацией» (1917), долгие годы не терявшими своей актуальности.
Подарочный экземпляр книги Б.В. Корвин-Круковскому с автографом
17.11.1917 – на общем собрании личного состава школы утвержден в должности начальника ВАШ (в чине капитана). Один из самых грамотных военных авиационных инженеров России.
Участник Белого движения.
7.1918 – во время эвакуации ВАШ из Гатчины и Петрограда в Поволжье в Казани перешел к белым. С собой «увел» значительное число личного состава и часть эшелонов с техникой и оборудованием.
9.1918 – общим собранием Народной социалистической авиационной школы (так в 1918 г. стала называться бывшая Гатчинская ВАШ) вместе с другими бывшими офицерами был исключен из ее состава.
С 10.8.1918 – начальник Воздушного флота при штабе Народной армии Северной группы в Казани.
9.9.1918 – командирован в Самару на формирование Управления ВФ при ГИУ Российского правительства.
27.9.1918 – назначен начальником отдела ВФ ГИУ Российского правительства А.В. Колчака. Вскоре вместе с другими перешедшими к Колчаку бывшими летчиками-гатчинцами воссоздал ВАШ в Кургане. Подполковник (1919). Полковник (1919).
12.1918-11.1919 – начальник ВФ при штабе Верховного ГК всеми сухопутными и морскими силами России.
После поражения Белой армии эмигрировал в Маньчжурию, перебрался на КВЖД в Харбин (Китай) и вступил в Союз русских инженеров за границей (Северо-Американские Соединенные Штаты). Преподавал теоретическую механику в Харбинском политехническом институте. С вступлением (3.10.1945) на территорию Китая советских войск арестован (1946) органами СМЕРШ 1 Дальневосточного фронта. 4.12.1946 – обвинен по ст. 58-4-6-11-13 УК РСФСР и приговорен к 10 годам ИТЛ.
1948 – умер в следственной тюрьме г. Ворошилова (ныне – Уссурийск).
20.9.1993 – реабилитирован по заключению Военной прокуратуры КДВО на основании Закона РСФСР от 18.10.1991 г.
Источники информации
Брюховецкий Р.И.
|