Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Периоды [30]
Начальники [18]
Преподаватели [16]
Выпускники [2739]
Династии [1]
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Вторник, 17.10.2017, 20:36ГлавнаяРегистрацияВход
Школы военных инженеров в 1701-1960 годах
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » Статьи » Училищe » Выпускники

Бажанов И.Н.

БАЖАНОВ
Иван Николаевич
(6.11.1880 – 1980)
 
Русский и советский военный инженер
Понтонер, железнодорожник, автомобилист
Создатель первого бронированного автомобиля
Изобретатель
Капитан
 
Награды: ордена: св. Анны 4 ст. с надписью «За храбрость» (11.8.1905), св. Станислава 3 ст. с мечами и бантом (5.11.1904), св. Анны 3 ст. с мечами и бантом (3.9.1905), св. Анны 2 ст. (26.10.1914), св. Станислава 2 ст. (1.1.1906) с мечами (8.3.1915), св. Владимира 4 ст. (6.12.1916); медали: серебряная – «За спасение погибавших» на Владимирской ленте, светло-бронзовые: в память 300-летия Дома Романовых, на ленте Белого Орла за труды по отличному выполнению всеобщей мобилизации 1914 г.
 
Православный.
Уроженец Пермской области. Сын надворного советника.
Окончил Сибирский КК. В службе с 31.8.1899 г.
Обучался в Инженерном училище. Унтер-офицер (20.11.1900). Награжден призовым оружием за бой на эспадронах (10.11.1901). Младший портупей-юнкер (20.10.1901). Старший портупей-юнкер (23.11.1901).
10.8.1902 – окончил Николаевское ИУ по 1 разряду. Выпущен подпоручиком (ст. 9.8.1900) в 8понб.
29.11.1902 – врид заведующего почтовой военно-голубиной станцией при батальоне.
1.11.1903 – обучающий в понтонном классе батальонной школы.
26.1.1904 – направлен (с 22.3.1904 переведен) в Восточносибирский понб.
1.3.1904 – обучающий в понтонном классе батальонной школе и и.д. заведующего швальней.
Участник Русско-японской войны 1904-05 гг.
Находился в Действующей армии в Маньчжурии (2.7.1904-2.10.1905). Врид батальонного адъютанта (1-6.6 и 22.8.-5.9.1904). Командирован (7.1.1905) в 6сапб для изготовления гранат собственного изобретения.
9.2.1905 – и.д. делопроизводителя батальонного суда.
22.4.1905 – заведующий оружием.
Начальник моста у Русской колонии (27.5.-11.11.1905).
15.12.1905 – член суда общества офицеров.
24.12.1905 – кассир ревизионной комиссии офицерского заемного капитала.
6.1.-2.3.1906 – временный командующий 2 ротой (с 24.3.1906 – утвержден). 12.12.1906 – обучающий в понтонном классе.
12.7.1907 – командирован для поступления в Николаевскую ИА. Экзамены не выдержал.
28.8.1907 – зачислен в запас полевых инженерных войск по Петербургскому уезду.
5.12.1909 – определен на службу в 1 отдельную полевую ждр.
29.12.1909 – обучающий шоферскому делу в учебной команде.
3-23.4.1910 – врид начальника учебной команды.
1.8.1910 –заведующий автомобильным гаражом.
9.8.1910 – переведен в 5ждб.
8.9.1910 – врид начальника учебной команды (1.1.1911 – утвержден).
Командирован на Русско-Балтийский вагонный завод в Ригу для изучения автомобильного дела (18.8.-18.11.1911).
6.10.1911 – обучающий в шоферском классе учебной команды, одновременно заведующий автомобильным гаражом унтер-офицерским классом. Штабс-капитан (13.11.1911, ст. 16.11.1910).
18.1.1912 – командующий 1 ротой.
13.4.1912-12.1.1914 – командующий 5 ротой.
Участник пробега (22.5.-17.6.1912) в Санкт-Петербурге.
9.1.1914 – заведующий гаражом и автомобильным транспортом 5 роты.
18.7.1914 – прикомандирован к 1 запасной автомобильной роте.
Убыл для ознакомления с работой различных станков.
6.3.1914 – командующий 2 ротой.
18.7.1914 – исключен из списков батальона и прикомандирован к 1 запасной автомобильной роте.
21.7.1914 – врид заведующий гаражом (до 1.1.1915), мастерскими, автомобильным парком и механика-инструктора.
 Находился в Действующей армии (31.7.1914-21.1.1915).
В самом начале войны наша армия столкнулась в Восточной Пруссии с вооружёнными пулемётами грузовиками и бронированными дрезинами. Новинкой они для русской армии были недолго – противоядие появилось тогда же, в августе.
«Его создателем стал штабс-капитан Иван Бажанов, командир сформированной накануне войны в Вильно 5-й автомобильной роты. 11 августа Иван Николаевич по личному распоряжению генерал-майора Янова убывает в расположение 25-й пехотной дивизии 1-й армии Ренненкампфа, развивавшей наступление по территории нынешней Калининградской области, «для переговоров о приспособлении пулемёта на автомобиль», а уже 18-го располагает «грузовым автомобилем, бронированным средствами роты, с поставленными на него пулемётами».
Сам Бажанов вспоминал об этом так: «Работа была выполнена в Инстербурге, близ Кёнигсберга. Для срочного бронирования использовали грузовой автомобиль итальянской фирмы SPA, который забронировали листами брони из щитов захваченных немецких артиллерийских орудий. Это была первая броневая машина русской армии, вооружённая двумя пулемётами и замаскированная под грузовик...».
10.11.1914 – «В ходе боя «Маннесманн» с 47-мм пушкой застрял в грязи и заглох в нескольких десятках метров от передовых позиций противника. Попав под огонь немецких пулемётов, бивших с костёла села Здунская Воля, экипаж покинул машину. Находившийся неподалёку командир 5-й автороты штабс-капитан Бажанов … вместе с морским унтер-офицером Багаевым пробрались к машине. Бажанов занялся мотором, а Багаев «повернул броневую гигантскую пушечную громаду пушкой к немцам и, открыв огонь, сбил пулемёты немцев с колокольни». После этого огнём орудия и пулемёта броневик поддержал атаку нашей пехоты, которая через час заняла Здунскую Волю. За это Бажанова представили к ордену Св. Георгия 4-й степени, а Багаев получил Георгиевский крест 4-й степени». В списках награжденных не обнаружен.
21.1.1915 – убыл в распоряжение командира Учебной автомобильной роты. Капитан (30.1.1915, ст. 16.11.1914).
6.11.1915 – переведен в Военную автомобильную роту.
24.1.1916 – прикомандирован к Запасной автомобильной роте (В.А. Мгебров). 30.4.1916 – заведующий мастерскими в гараже «Бенц».
15.5.1916 – заведующий 2 отделением мастерских 1 запасной автомобильной роты.
17.6.1916 – инженер механик 1 запасной автомобильной роты.
3.8.1916 – врид начальника ремонтных мастерских 1 запасной автомобильной роты.
24.8.1916 – врид помощника начальника Военной автомобильной школы по технической части (7.3.1917 – утвержден).
2.6.1916 – совещательный член Технического комитета Управления Воздушного флота с оставлением в списках Школы.
По рассказу И.Н. Бажанова (1974), бывшего в 1917 г. заместителем генерал-майора П.И. Секретёва, арест произошел при следующих обстоятельствах.
«Бажанов шел к Секретёву. Внизу, у двери стоял солдат с винтовкой. «Ты чего тут стоишь?» – спросил Бажанов. «Да вот жду, как генерал выйдет, я застрелю его». – «Ну жди, жди». А сам пошел наверх, предупредил Секретёва, чтоб не выходил, не подходил к окнам, сам сел в машину и помчался к Маяковскому, о котором знал только, что тот председатель Комитета солдатских депутатов. Услышав о назревавшем самосуде, Маяковский поспешно сел в машину Бажанова. Подъехали с черного хода, взяли Секретёва и отвезли в Думу».
Холост.
 
МОЯ ДОРОГА. Из воспоминаний инженера Ивана Николаевича Бажанова -
 
Источники информации
1. Кирилец С., Канинский Г. Автомобили Русской Императорской армии. – М.: Фонд «Русские Витязи», 2010.
 
Брюховецкий Р.И.
 
Категория: Выпускники | Добавил: 2051 (26.08.2011)
Просмотров: 722
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Создать бесплатный сайт с uCozCopyright ВОЛЬВАКОВЦЫ © 2017