СЕКРЕТЁВ
Петр Иванович
(25.2.1877 – 28.10.1935)
Русский военный инженер
Генерал-майор
Создатель автомобильных войск
|
|
Награды: ордена: св. Станислава 3 ст., св. Анны 3 ст., св. Станислава 2 ст. с мечами (1906), св. Владимира 4 ст. (1912), св. Владимира 3 ст. (6.4.1914); иностранные: итальянский – Короны 2 ст., бухарский – Золотой Звезды 3 ст., офицерский крест французского ордена Почетного легиона; медали: светло-бронзовая – в память Русско-японской войны 1904-05 гг, в память 100-летнего юбилея Отечественной войны 1812 г., в память 300-летия дома Романовых.
Православный.
Из дворян Области Войска Донского. Казак станицы Нижне-Чирской 2 Донского округа. Уроженец Одессы. Отец Иван Петрович – есаул, атаман ст. Милютинской, мать Мария, урожденная Кайманан.
Образование получил в Донском КК. В службу вступил (1.9.1895) в Инженерное училище в Санкт-Петербурге.
13.8.1897 – окончил Николаевское ИУ по 1 разряду. Выпущен подпоручиком (ст. 12.8.1896) в 15сапб, но уже 4.9.1897 – был прикомандирован к 19сапб (г. Брест-Литовск), а 26.1.1899 – переведен в 19сапб.
Прошел ряд должностей: обучающий 1 отделения саперной школы, батальонный квартирмейстер, делопроизводитель батальонного суда, батальонный адъютант, заведующий швальней, сапожной мастерской и паровой прачечной. Поручик (ст. 12.8.1900).
8.1903 – переведен в 9сапб (Варшава).
Служил на разных должностях: заведующий лагерной командой и инструментальным складом 4сапбр, обучающий саперной школы, батальонный адъютант, командир 3 роты.
Поступил в Варшавский политехнический институт, но не окончил из-за начавшейся войны. Штабс-капитан (ст. 12.8.1904).
Батальон прибыл на Дальний Восток (26.2.1905), перешел границу Маньчжурии (2.4.1905). Рота направлена в Приморскую область для укрепления Тереховской позиции, а затем переброшена (6.1905) в состав Корейского отряда генерал-майора А.Д. Анисимова для укрепления побережья Южно-Уссурийского края и Владивостока. Батальон вернулся на постоянное место дислокации (11.1905). К концу года батальон передислоцирован в Киев.
5.4.-11.10.1908 – находился в запасе по Киевскому уезду.
Окончил курс инженерного отделения Киевского политехнического института. Инженер-технолог.
11.10.1908 – зачислен на службу во 2 Закаспийский ждб (Самарканд).
Прошел практику по службе тяги в депо Чарджуй Среднеазиатской железной дороги. Капитан (ст. 18.2.1909).
4.1909 – принял командование ротой, с которой командирован (24.5.1910) в Люблин на распределение железнодорожного парка.
14.7.1910 – командир 1 Учебной автомобильной роты в Санкт-Петербурге с правами командира ждб. Это подразделение должно было стать организующим центром автомобилизации Русской Армии. Рота комплектовалась за счет 1ждбр (г. Барановичи).
Командирован на месяц во Францию для наблюдения за испытаниями автомобилей для французской армии (8.1910).
Командирован (11.1910) в Ригу на Русско-Балтийский вагонный завод. Признал возможность производства автомобилей и комплектования ими роты. Подполковник (ст. 10.4.1911, за отличие).
20.5.1911 – утверждены разработанные Секретёвым рисунки специальных знаков на погоны и эполеты чинов роты (до сего времени автомобилисты носят эту эмблему). 7.1911 – первый пробег роты по маршруту Гатчина – Царское Село – Красное Село и обратно. Организовывал и участвовал в ряде испытательных пробегов.
26.10.1912 – утвержден штат Военно-автомобильной роты. Полковник (ст. 14.4.1913, за отличие).
Секретёв лично проводил экзамен по управлению автомобилем и экзаменовал каждого офицера. Виртуозно управлял автомобилем и не имел себе равных. Вел принципиальную полемику с преподавателем Николаевской ИА генерал-майором В.Л. Колонтаем по вопросам обеспечения крепостей грузовиками. |
В центре: Николай II и П.И. Секретёв |
Перед стартом военного автопробега 1913 г., в котором участвовали четыре Руссо-Балта С24-30 VII серии.
Слева направо: начальник учебной автомобильной роты полковник П.И. Секретев,
начальник отдела военных сообщений Военного министерства генерал-лейтенант Ф.Н. Добрышин,
начальник Генерального штаба генерал от кавалерии Я.Г. Жилинский,
Военный министр генерал от кавалерии В.А. Сухомлинов |
22.12.1913 – рота перешла в подчинение ГВТУ, преобразованного из ГИУ. Военное министерство приняло разработанную с участием Секретёва программу, ставшую частью «Большой военной программы по усилению состава армии». С офицерами роты принял участие в разработке «Строевого устава для автомобильных частей» (ч. 1) и «Наставления для автомобильной службы» (ч. 2), которые применялись вплоть до 1924 г.
|
Возглавлял комиссию по приему от Британской инженерной компании 422 автомобилей, утвержденных Военным советом от 30.8.1914 г.
За 1914 г. сформировал 6 автомобильных рот. Выдвинул инициативу организации специализированного авторемонтного производства. В скором времени были созданы 5 фронтовых мастерских (до 1200 капремонтов в год каждая), затем ещё 2.
15.1.1915-17 – начальник первой в России Военной автомобильной школы.
Генерал-майор (пр. 22.3.1915, ст. 14.9.1919, за особые отличия).
В 1917 – начальник автомобильных частей Русской армии. В дни Февральской революции отказался предоставить командующему Петроградским ВО генерал-лейтенанту С.С. Хабалову броневики для подавления выступлений. Входил в руководство Военной комиссии Государственной Думы, где произошел конфликт монархиста Секретёва с членом Петросовета коммунистом К.Е. Ворошиловым. Как человек близкий в свое время к Распутину, был арестован, доставлен в Петропавловскую крепость и помещен в камеру № 54 Трубецкого бастиона, где и содержался (3.3.-31.10.1917). |
«Отрядом солдат автошколы из семи человек, который арестовывал генерала, руководил будущий «великий пролетарский поэт» ратник 2-го разряда Владимир Владимирович Маяковский, служивший в автошколе чертёжником и незадолго до этого, 31 января 1917 года, получивший из рук генерала Секретёва серебряную медаль «За усердие» на ленте ордена св. Станислава. В автошколу Маяковский «устроился» в октябре 1915 года по протекции «буревестника революции» Максима Горького, чтобы, как сейчас принято говорить в молодёжной среде, «косить» от фронта. В автобиографической поэме в прозе «Я сам» этот эпизод своей биографии Маяковский описал так: «…Забрили. Теперь идти на фронт не хочу. Притворился чертёжником. Ночью учусь у какого-то инженера чертить авто… Паршивейшее время. Рисую (изворачиваюсь) начальниковы портреты…».
В последующем Маяковский частенько с удовольствием и не без гордости похвалялся перед Горьким этим своим «весёлым делом» арестом генерала, которое он совершил, судя по всему, будучи в очень нетрезвом состоянии.
После ареста Секретёва Маяковский на несколько дней даже принимает командование автошколой, но это совсем не то, к чему рвётся душа поэта. 28 февраля 1917 года ему совместно с вольноопределяющимся Д. Таировым было поручено председателем Военной Комиссией Государственной думы полковником Генерального штаба Б.А. Энгельгардтом «произвести выборы представителей в Военно-Автомобильной школе, организовать ремонт машин». О том, как поэт выполнил поручение новой демократической власти, неизвестно, но хорошо известно, что он энергично хлопочет об увольнении, к осени признаётся негодным для военной службе и покидает нечаянно свалившийся на него пост начальника автошколы…
В подтверждение необоснованности ареста говорит и то, что за весь период многомесячного пребывания под арестом в Петропавловской крепости с генерала Секретёва не было снято никаких показаний, он не был ни разу допрошен, ему не были предъявлены никакие обвинения.
… Врагов и завистников у генерала Секретёва было, судя по всему, немало. Слишком велик был список желающих покатать на авто за государственный счёт своих жён, тёщ, любовниц и бог знает кого ещё. А машин на всех не хватало, вот и приходилось многим отказывать. К тому же громадные суммы денежных средств, которыми он имел право распоряжаться, порождали различные слухи, сплетни и заочные обвинения». «Находящегося в тюрьме генерала новые власти уволили в отставку 31 марта 1917 года. А 3 апреля Ленин, стоя на конфискованном в автомобильной части «бесхозном» броневике на Финляндском вокзале, уже читал свои «апрельские тезисы». ...
Осень 1919 – эмигрировал во Францию.
Работал в автомобильной промышленности. Состоял инспектором для связи с иностранными организациями на заводе «Панар и Левассер». Создал в Париже Русскую автомеханическую школу и Технические курсы. Инициатор создания в 1930 г. русских Высших военно-инженерных курсов в Париже, которые работали по программе Николаевской ИА. Работал преподавателем на курсах. 30.10.1935 г. состоялась защита дипломных работ последней группы слушателей курсов.
Преподавал на Высших военно-научные курсах генерал-лейтенанта Н.Н. Головина в Париже. Председатель Союза технических войск. Основал «Казачий Дом» с приемным покоем, общежитием и библиотекой.
Жена Ольга Ивановна – дочь потомственного почетного гражданина Азарова. Детей не было.
Скончался (28.10.1935) в Париже от острого приступа стенокардии. Похоронен на кладбище в Сент-Женевьев де Буа.
Сестра Екатерина (1878 – ?).
Источники информации
1. Кирилец С., Канинский Г. Автомобили Русской Императорской Армии: «Автомобильная академия» генерала Секретева. – М.: Фонд «Русские витязи», 2010.
2. http://www.grwar.ru/persons/persons.html?id=1865
Брюховецкий Р.И.
|