АНТОНОВ Константин Александрович (2.1.1872 – 1938)
Русский военный инженер Авиаконструктор Изобретатель Полковник Награды: ордена: св. Анны 4 ст. (1902), св. Станислава 3 ст. с мечами и бантом (1902), св. Анны 2 ст. (7.1.1911); Боевое оружие (1902).
Православный. Общее образование получил в Псковском КК. В службу
вступил (1.10.1890) в Инженерное училище в Санкт-Петербурге.
1893 – окончил Николаевское ИУ. Выпущен в 3ждб. Подпоручик (ст. 5.8.1891). Поручик (ст. 1.8.1895). 1899 – окончил Николаевскую ИА по 1 разряду. Военный инженер. Штабс-капитан (ст. 2.6.1899, за отличные успехи в
науках). Участник похода в Китай (1900-01). Капитан (ст. 1.4.1901). На 1903 – военный инженер при Амурской инженерной
дистанции. 1909 – производитель работ Южно-Уссурийской инженерной
дистанции. 8.11.1910 – и.д. штаб-офицера, положенного по штату в распоряжении ГИУ. Подполковник (ст. 6.12.1910). 10.12.1910 – состоял в числе штаб-офицеров, положенных по штату в распоряжении ГИУ. 28.5.1911 – приемщик воздухоплавательного отделения Электротехнической части Инженерного ведомства. 1907-12 – « Среди офицеров Петербургского Учебного воздухоплавательного парка заметной фигурой был капитан, а затем подполковник Константин Александрович Антонов. Он принимал активное участие в разборе присланных в военное ведомство проектов различных летательных аппаратов, испытаниях винтов и постройке дирижаблей. В начале 1907 г. Антонов разработал собственный проект вертолета, на который в 1912 г. получил привилегию. Это был проект вертолета соосной схемы с толкающим пропеллером и задним рулем поворота. Каждый несущий винт состоял из 16 лопастей в виде треугольных пластин (алюминиевые рамы, обтянутые полотном). Угол их установки мог изменяться. Нулевой угол установки предназначался для превращения несущих винтов в парашюты и облегчения их раскручивания при запуске. Пропеллер также предполагался с изменяемым шагом. В качестве силовой установки Антонов разработал двигатель внутреннего сгорания, цилиндры которого должны были окружать валы несущих винтов. …Сделав в 1907 г. заявку на привилегию, К.А. Антонов приступил к постройке своего вертолета на заводе Лесснера в Петербурге. Из-за финансовых трудностей постройка продолжалась долго, и вертолет был закончен только в начале 1910 г. Он почти полностью соответствовал проекту. Основными отличиями была установка обычного автомобильного двигателя мощностью 30-35 л.с. и дополнительных боковых поверхностей управления под несущими винтами. Все сооружение базировалось на трех ориентирующихся колесах. По своим размерам вертолет Антонова превосходил все до сих пор построенные. Он имел 24-лопастные несущие винты диаметром свыше 8 м, в то время как винты всех существовавших в то время вертолетов не превышали 6-8 м. Вероятно, этот гигантизм и погубил вертолет, поскольку «механизмы работали исправно, но подняться в воздух аппарат не мог». К.А. Антонов, затратив на постройку вертолета все сбережения и убедившись в безуспешности дальнейших попыток оторваться от земли, уничтожил свое детище. Нерационально выбранные параметры погубили дело. Начальник Учебного воздухоплавательного парка A.M. Кованько в своем отчете в конце 1909 г. предсказывал этому вертолету неудачу: «Наш инженер капитан Антонов тоже строит вот уже более двух лет геликоптер, но могу с уверенностью сказать, что толку от этого аппарата не будет». 11.9.1912 – старший производитель работ Управления строителя Гродненской крепости. На 15.5.1913 – в том же чине и должности. 29.9.1913 – старший инженерный приемщик ГВТУ. Полковник (пр. 28.1.1915, ст. 6.12.1914, за отличие). На 1.8.1916 – в том же чине и должности. … Эмигрировал во Францию. Похоронен на кладбище Кокад в Ницце (захоронение № 664). Источники информации
Брюховецкий Р.И.
|