|
Соединённая
артиллерийская и инженерная
шляхетская (дворянская) школа |
1758-1762 |
Образована 22 августа 1758 г. по решению генерал-фельдцейхмейстера графа П.И. Шувалова на основе объединения петербургских Инженерной и Артиллерийской школ. С этой целью Артиллерийская школа переведена была (по Указу от 12.05.1758) на Инженерный двор, где уже с 1733 года помещалась Инженерная школа. Непосредственным начальником Соединенной школы утвержден был инженер-капитан Михаил Иванович Мордвинов, возглавлявший до этого Инженерную школу.
Число воспитанников из дворян, составивших 1-е отделение Артиллерийской и Инженерной школы, определялось в 135 человек: 75 - из Инженерной, 60 - из Артиллерийской школ. 2-е отделение открылось в 1759 г., получившее наименование Соединенной Солдатской школы, образованной из Арифметической школы (для солдатских детей) и переведенной из Санкт-Петербургской крепости Инженерной школы для детей инженерных служителей.
Одновременно для наблюдения за школами были назначены особые лица от Канцелярии Главной артиллерии и Фортификации - кураторы школ: Инженерной - генерал-инженер А.П. Ганнибал, Артиллерийской - генерал-лейтенант И.Ф. Глебов (20.2.1707 – 13.6.1774).
В распоряжение школы был передан учебный полигон на Выборгской стороне, созданный по указанию А.П. Ганнибала еще в 1753 г. для показа инженерным ученикам фортификационных работ. На учебном полигоне старшие ученики Соединенной школы должны были исполнять обязанности унтер-офицеров, капралов и рядовых; вместе с ними посылались на учения и все малолетние, чтобы они, "примечая ученья, и сами учились, глядя на старших".
Улучшен был и учебный процесс в школе: усилена практическая направленность учебных занятий, введено преподавание немецкого языка, увеличен объем часов на военные науки и математику, основаны библиотека, музей и типография, учрежден лазарет.
Значение созданных Петром I военных школ трудно переоценить. Они стали краеугольным камнем, положенным в основу научного образования русских артиллеристов, военных моряков и инженеров, хотя из-за ограниченности срока обучения, колебавшегося, в основном, от 2-х до 4-х лет, не могли дать молодым дворянам полного и разностороннего общего образования и на должном уровне подготовить их к воинской службе в офицерских должностях. Именно по этой причине длительное время военные школы выпускали в войска лишь унтер-офицеров и кондукторов, которые, в свою очередь, пополняли и совершенствовали профессиональные знания по месту службы. Из-за этого же воспитанники школ имели слабое гуманитарное образование, оставляла желать лучшего и их физическая подготовка. Короткий срок обучения не позволял также в полной мере дать будущим офицерам "военную закваску", более целенаправленно воспитывать их в духе следования воинским традициям, уставу, армейскому образу жизни. Но большие всего не удовлетворяло то, что количество выпускников школ перестало соответствовать возрастающим потребностям армии в офицерских кадрах. По вышеперечисленным причинам возникла необходимость создания новых военно-учебных заведений закрытого типа с более длительным, чем в военных школах, сроком обучения - кадетских корпусов.
http://adjudant.ru/cadet/01.htm
http://www.ruscadet.ru/history/rkk_1701_1918/1701-1730/hist_4.htm
…Выпускники в годы царствования Анны Иоанновны становились только помощниками иноземных военных инженеров. В 1758 г. Инженерная школа перестала существовать как самостоятельное учебное заведение: её объединили с Артшколой в один вуз - Соединённую Артиллерийскую и Инженерную дворянскую (с 1761 - шляхетскую) школу. Её создатель и попечитель генерал-фельдпейхмейстер (начальник артиллерии) с главным начальствованием над Инженерным корпусом (который организационно входил в штат Артиллерийского ведомства) П.И. Шувалов приказал будущих артиллеристов и будущих инженеров обучать по единой программе. Естественно, такая методика обучения сказалась на качестве профессиональной подготовки будущих инженеров инженерных войск. В 1762 году императрица Екатерина II повысила статус школы - ее преобразовали в кадетский корпус.
ЗАБЫТЫЙ ЮБИЛЕЙ.
Соединенная школа была укомплектована лучшими преподавателями Артиллерийской и Инженерной школ. Большое влияние на воспитанников школы оказал великий русский ученый М.В. Ломоносов, помогавший Шувалову в улучшении постановки преподавания в школе, и по его совету многие общеобразовательные дисциплины были включены в программу обучения. Воспитанники школы испытывали непосредственное влияние М.В. Ломоносова, посещая его лекции в Академии наук.
ВЫПУСКНИКИ
1761
Кутузов М.И.,
|