| СТЕПАНОВ Николай Николаевич (1908 – 1992)
Советский военный инженер Генерал-майор инженерных войск | |
Русский. Уроженец г. Дербента (Дагестанская АССР). В рядах РККА с 1925 г. Через Ленинградский ГВК поступил добровольцем в Ленинградскую КВИШ с КУКС. Курсант. Награжден Грамотой ВЦИК СССР (1928). 1929 – окончил Ленинградскую КВИШ с КУКС. Краском. … Маршалом СССР С.К. Буденным награжден Грамотой (1938). Член ВКП(б) с 1938 г. Участник походов по освобождению Западной Украины и Западной Белоруссии (1939). Участник похода по освобождению Бессарабии. Участник Великой Отечественной войны. В Действующей армии с 22.6.1941 г. Заместитель начальника Автодорожного отдела Управления тыла Юго-Западного фронта. Майор. Умело организовывал оперативные перевозки войск в боях по освобождению г. Ельца. Несмотря на бомбежки колонн, задания выполнялись в срок и без потерь. Начальником Автодорожного отдела подполковником Хохловым представлен (9.2.1942) и награжден орденом Красной Звезды (пр. № 35/н от 22.2.1942 г. Юго-Западного фронта). 9.8.1942 – начальник Автодорожного управления Сталинградского фронта. Подполковник. Получив задачу (13.8.1942) за 12 суток построить мост через Волгу у Сталинграда, организовал работу так, что мостовой переход протяженностью 4 868 м в составе 3 мостов был построен за 10 суток. До 22.8 было построено в разных местах паромные переправы через Волгу общей грузоподъемностью 27 060 т. Задание от 25.8 на постройку мостов в районе Купоросное, Бобели при длине наплавной части 1 250 м был построен в течение 8 суток, досрочно на 2 суток. Постройки мостов осуществлялись под воздействием авиации противника. До 12.9 было построено 17 мостов через р. Ахтубу общей протяженностью 2 585 пог.м. Это позволило снабжать фронт и эвакуировать промышленные объекты Сталинграда, гражданское население и до 2,5 млн голов скота. Заместителем командующего – начальником тыла фронта генерал-майором Анисимовым представлен (29.10.1942) к ордену Красного Знамени, награжден орденом Красной Звезды (Указ Президиума ВС СССР от 2.12.1942 г.). Контужен (1942) на переправе через Дон в районе Калитвы. Награжден медалью «За оборону Сталинграда». Начальник Управления Автотранспортной и Дорожной службы Южного фронта. В сложных условиях ледохода и контрудара противника назначен начальником фронтовой переправы. Восстановил дисциплину и порядок на переправах и судах, лично командуя группой судов, организовал переправу войск, благодаря чему был подготовлен удар по противнику. Используя теплоход и буксир, спас баржу «Зарница», способную переправлять танки, затертую льдами и уносимую вместе с буксиром на минное поле. За организацию волжских переправ, обеспечение разгрома противника под Сталинградом и Ростовом-на-Дону заместителем командующего – начальником тыла Южного фронта генерал-лейтенантом Анисимовым представлен (6.6.1943) к ордену Красного Знамени. Переведен в Москву. Начальник Мостового управления Главного дорожного управления КА. Полковник. В период наступления фронта обеспечил досрочное строительство 12 крупных высоководных мостов на Батайской и Аксайской дамбах общей длиной 2 870 м, а также 3 мостов через Северский Донец. Заместителем командующего – начальником тыла 4 Украинского фронта генерал-лейтенантом Анисимовым представлен (17.1.1944) к ордену Отечественной войны 1 ст., награжден орденом Красного Знамени (Указ Президиума ВС СССР от 1.11.1944 г.).
Награжден орденом Красного Знамени (Указ Президиума ВС СССР от 23.5.1945 г.). Продолжил службу в КА (СА). Генерал-майор инженерных войск.Умер и похоронен в Москве. Жена Елизавета Филипповна (1907 – 1994), урожденная Пронина – домохозяйка. Дети: Юрий (27.9.1936, Киев) – окончил СШ № 657 в Москве (1954), МАМИ (1960), МИФИ (1964), инженер-физик, окончил аспирантуру (1967), работал и служил на инженерных должностях, старший инженер-лейтенант запаса (16.7.1981), космонавт-исследователь (1985), в космических полетах не участвовал; Валерий (1941 – 1994) – военнослужащий. Источники информации
Брюховецкий Р.И.
|