Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Хронология преобразования [3]
Руководители ИВ [17]
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Вторник, 07.04.2020, 00:37ГлавнаяРегистрацияВход
Школы военных инженеров в 1701-1960 годах
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » Статьи » Инженерные Ведомства » Руководители ИВ

Опперман К.И.

ОППЕРМАН
Карл Иванович
(14.4.1765, Дармштадт - 2.7.1831, Выборг)
инженер-генерал, граф.
Глава военных инженеров в 1809-12 и после войны с Наполеоном (с 1918 фактически исполнял должность при Николае I до и во время его царствования).
В 1810 учредил школу инженерных кондукторов в Петербурге, принимал активное участие в учреждении и устройстве Главного инженерного училища.
Кавалер орденов св. Александра Невского с алмазами, св. Анны 1 ст. с алмазами, св. Георгия 4 и 3 кл., св. Владимира 1 ст., Мальтийский, 5 иностранных; золотая шпага "За храбрость" с алмазами.
 
…Из дворян герцогства Гессен-Дармштадтского. Получил инженерное и математическое образование. В 1783 г. из лейтенантов гессенских войск принят поручиком в русские инженерные войска. Воевал со шведами в 1789-90 и за отличие в сражении у Бьоркезунда заслужил орден св. Георгия 4 кл. и чин капитана. В 1794 сражался в Польше.
       В 1797 зачислен в Инженерную экспедицию Военной коллегии и 6 марта 1798 года произведен в полковники, в мае 1799 года вышел в отставку из-за столкновения с А.А. Аракчеевым. Вскоре был возвращен Павлом I на службу и 3 октября 1799 г. получил чин генерал-майора.
       В 1805 назначен генерал-квартирмейстером соединенных русских и неаполитанских войск в Италии.
       В 1806-07 участвовал в войне с французами в Польше и Восточной Пруссии. Во время войны со шведами в 1808-09 занимался укреплением крепостей в Выборге, Нейшлоте и Тавастгусте, а затем был назначен инспектором Инженерного департамента Военного министерства.
       В 1810 учредил школу инженерных кондукторов в Петербурге (с 1819 г. Главное инженерное училище), а затем руководил постройкой Бобруйской и Динабургской крепостей.
       В начале 1812 г. назначен директором Инженерного департамента, будучи в чине инженер-генерал-лейтенанта (с 30 августа 1811 г.), в марте был определен начальником инженерной службы 1 Западной армии. Участвовал в сражениях при Бородине, Малоярославце и Красном.
       В 1813 г. за отличие при осаде и взятии Торна получил орден св. Георгия 3 кл., затем находился при блокаде Модлина. Также участвовал в сражениях под Дрезденом, Пирной, Лейпцигом и при осаде Магдебурга и Гамбурга.
       20.1.1818 - назначен генеральным инспектором по инженерной части, 12.12.1823 - произведен в инженер-генералы и 1.7.1829 г. получил графский титул. С 1828 - член Государственного совета.
       В 1830 г. ему было поручено составить проект реконструкции Свеаборгской крепости, куда он выехал, заболел там холерой и умер. Похоронен в Петербурге на Выборгском холерном кладбище, расположенном на Куликовом поле.
А. Горшман
Наполеоновские войны
6 января 1805 года К.И. Опперман командирован в Италию с секретным заданием осмотреть французские укрепления. Официально исправлял должность генерал-квартирмейстера русских, английских и неаполитанских войск, действовавших в Италии против французов.
В 1806-1807 гг. участвовал в войне с французами в Польше и Восточной Пруссии, в составе корпуса генерала Эссена участвовал в сражениях при Острове и Остроленке.
В 1807, вследствие разрыва с Англией, ему поручено было привести в оборонительное состояние Кронштадт.
Во время русско-шведской войны 1808-09 руководил обновлением укреплений Выборга, Нейшлота и Тавастгуста; с 1809 инспектор Инженерного департамента Военного министерства.
В 1810 создал в Петербурге школу инженерных кондукторов, которая в 1819 преобразована в Главное инженерное училище.
Руководил постройкой Бобруйской (1810) и Динабургской крепостей.
30 августа 1811 произведён в инженер-генерал-лейтенанты. С 28 февраля 1812 директор Инженерного департамента.
В марте 1812 г. был определен начальником инженерной службы 1 Западной армии. В 1812 занимался вооружением крепостей от Риги до Киева. В октябре 1812 назначен также состоять при Главной квартире русской армии, фактически контролировал инженерные войска (и их снабжение) действующей армии. Участвовал в сражениях при Бородине, Малоярославце, Красном.
С марта 1813 руководил инженерными работами при осаде крепости Торн, после её капитуляции награждён орденом св. Георгия 3 ст. После этого был начальником штаба Польской армии Беннигсена. Участвовал в блокаде Модлина. С июля 1813 начальник Главного штаба полевой армии. Принял участие в сражениях при Дрездене, Пирне, в битве под Лейпцигом, в осаде Магдебурга и Гамбурга.
Послевоенная служба
По окончании войны занимался устройством Инженерного департамента, формированием Саперных и Пионерных войск и управлял строительной частью по всем крепостям России.
С 1818 года Карл Опперман стал деятельным помощником великого князя Николая Павловича по управлению инженерной частью.
С 20 января 1818 генерал-инспектор по инженерной части, принимал большое участие в учреждении главного инженерного училища. При Николае I был членом комитета для организации строительной части и председателем комитета для улучшения воспитательной части в кадетских корпусах; заведывал также морским строительным департаментом и артиллерийским училищем.
12 декабря 1823 г. произведён в инженер-генералы.
20 декабря 1826 стал почетным членом Российской Академии наук, был почетным членом Российского Минералогического общества.
С 1827 член Государственного совета.
1 июля 1829 г. получил графский титул.
В 1830 г. ему было поручено составить проект реконструкции Свеаборгской крепости, заболел по дороге холерой и умер. Похоронен в Петербурге на Выборгском холерном кладбище, расположенном на Куликовом поле.
6 июня 1833 г. по планам Карла Ивановича Оппермана было начато строительство Брестской крепости.
Его старший сын, Александр (1803 – 1847 или 1855) – окончил Офицерские классы Главного ИУ (1820), военный инженер, Георгиевский кавалер, генерал-майор, участник ряда войн на Кавказе; младший сын, Леонтий (17.2.1810 – 29.3.1870) – окончил Михайловское артиллерийское училище (1828) и Офицерские классы (1831), артиллерист, участник обороны Севастополя, ранен, Георгиевский кавалер (1854), генерал-лейтенант (1865), Радомский губернатор, сенатор.
 
ВИКИПЕДИЯ.
 
НАЧАЛЬНИКИ
                                 Инж.Ведомств                       Училища
 
Категория: Руководители ИВ | Добавил: Ермаков (09.01.2010)
Просмотров: 2353 | Комментарии: 1
Всего комментариев: 1
1 Сергей   [Материал]
мне посчастлиыилось разбирать рукописи Карла Ивановича в РГВИА. Человек, владевший пятью языками, бестящий картограф. Хочется сказать, что идеи развития отечественной картографии во времена Депо карт были актуальными, вплоть до появления геоцентрической системы координат, а окончательное создание единой государственной геодезической сети в России, начатых К.И. Опперманом, было завершено только в начале 60-х годов 20 века! Так что К.И. Опперман не только выдающийся инженер, но и выдающийся картограф. Сытинская энциклопедия приводит любопытный факт: В Бобруйской крепости
(выдержала осаду в кампанию 1812 г.) была построена казарма, которая рухнула. Николай I-й оштрафовал всех авторов проекта :Оппермана и себя, в том числе на 580 руб.60 коп., как одного из сооавторов. И всё же, Бобруйская крепость, построенная Опперманом выдержала осаду польского корпуса Домбровского в 1812 г. и, Брестская крепость, построенная по планам Карла Ивановича, не сдавшаяся в 1941 г. Какая связь времён! Выдающийся инженер, выдающийся картограф!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Создать бесплатный сайт с uCozCopyright ВОЛЬВАКОВЦЫ © 2020