Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Периоды [27]
Начальники [18]
Преподаватели [16]
Выпускники [3524]
Династии [1]
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Вторник, 07.05.2024, 12:12ГлавнаяРегистрацияВход
Школы военных инженеров в 1701-1960 годах
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » Статьи » Училищe » Выпускники

Залесский Е.П.
ЗАЛЕССКИЙ
Евгений Петрович
(27.2.1883 – 1967)
 
Русский и советский военный инженер
Общественный деятель
Ученый, профессор
Заслуженный деятель науки Узбекской ССР
Подполковник


 
Награды: ордена: св. Станислава 3 ст., св. Анны 3 ст., св. Станислава 2 ст. с мечами, св. Анны 2 ст. с мечами, св. Владимира 3 ст. с мечами.
 
Православный.
Уроженец Ташкента.
Отец Пётр Карлович (31.1.1850 – 22.11.1916) – потомственный дворянин, военный топограф, полковник, известный астроном, бессменный помощник заведующего обсерваторией в Ташкенте; пожалован орденами св. Станислава 2 ст. (1888), св. Анны 2 ст. (1892), св. Владимира 3 ст. (1911). Мать Юлия Ивановна (1857 – 1938).
1900 – окончил 2 Оренбургский КК. Вступил в службу Инженерное училище в Санкт-Петербурге. Юнкер.
1903 – окончил Николаевское ИУ. Выпущен подпоручиком, вернулся в Ташкент, где полагалось отслужить в инженерных частях по 1,5 г. за каждый учебный, всего более 4 лет. Служил в Туркестанском ВО.
Командир 3сапр Туркестанского сапб.
Сдал экзамены и выдержал конкурс в Инженерную академию (1907). Слушатель. Штабс-капитан.
1910 – окончил дополнительный курс Николаевской ИА по 1 разряду. Военный инженер.
«В академии Залесский защитил два диплома: проект строительства железнодорожного моста с пролетом в 35 м и полупараболический решетчатой фермой, а также по гражданской строительной специальности – «Водоснабжение и канализация города Ташкента с биологической очисткой и деструкторами». Получил право служить инженером путей сообщения, составлять проекты и производить строительные работы. За второй проект удостоен премии.
1910 – инженер - производитель строительных и железнодорожных работ Военно-инженерного и квартирного ведомства в городах Ташкенте, Петропавловске и Нукусе. Капитан.
Мобилизован (1914) и отправлен на Кавказ.
В Действующей армии (5.11.1914) в составе Сарыкамышского отряда.
1915 – и.д. корпусного инженера 2 Туркестанского АК.
Сарыкамышский отряд пересек (12.1.1916) границу и вошел в Турцию, чтобы занять Эрзерум. Организовывал строительство дорог для прохода войск в горах через труднодоступные перевалы. Подполковник.
За годы войны (1914-18) произвел изыскания, спроектировал и построил около 900 км колесных дорог в труднейших условиях горной местности. Пожалован 3 боевыми орденами.
Согласно Брестского мира, подписанного (3.1918), Россия обязана была провести демобилизацию армии и флота. Кавказскую армию распустили, вернулся (7.1918) в Ташкент.
Работал старшим инженером Военно-квартирного управления Туркестанской республики.
Мобилизован в РККА, в распоряжение Реввоенсовета Закаспийского фронта.
Участник Гражданской войны.
Служил главным инженером во время операций под Мервом и Ашхабадом.
Переведен в Фергану Уполномоченным РВС Туркестанской республики по регулированию транспорта.
1920 – перешел на службу в Наркомпрос. В Туркестанском государственном университете (будущее – САГУ) образовался (12.1920) военный факультет. Избран ответственным преподавателем по кафедре «Пути сообщения» Инженерного отделения. Читал курс «Дорожно-мостовое дело».
Принимал участие (1921) в организации в САГУ технического факультета со строительным и мелиоративным отделением (Инженерно-мелиоративный факультет).
По указанию Среднеазиатского управления водного хозяйства организовывал (1924-25) Среднеазиатский политехникум водного хозяйства, был его первым директором, преподавал там до 1940 г.
Следующей стала Школа водных десятников при Управлении водного хозяйства Средней Азии.
На Инженерно-мелиоративном факультете САГУ прошел конкурс на должность доцента (1925), а затем получил звание профессора (1926). Специалист в области дорожного строительства.
Одновременно преподавал в техникумах – железнодорожном и водного хозяйства.
Принимал большое участие в деле организации Узбекского государственного исследовательского института автодорожного транспорта, в котором работал (1930-42) по совместительству. Готовил аспирантов, выступал оппонентом на защите диссертаций, писал рецензии на научные работы и монографии.
Избирался депутатом Ташкентского городского Совета (1934-39).
Делегат съезда трудящихся Узбекистана (12.1936 и 1.1937).
Заслуженный деятель науки Узбекской ССР (1944).
За работу по организации вузов и втузов в Узбекистане награждён орденом «Знак Почёта» (1945).
Член Совета Дома ученых (с 1946).
Издал курс своих лекций, методические пособия, учебники и монографии в области строительства дорог и мостов. Всего около 200 научных публикаций и методических разработок.
Жена (1911) Мария Апполинарьевна, в девичестве Гуринова, – уроженка Ташкента, дочь коллежского советника. Сын Георгий (24.10.1912 – ?) – после развода родителей и отъезда матери в Литву 9-летний сын остался с отцом в Ташкенте.
Евгений Петрович умер (1967) в Ташкенте, где и похоронен на Боткинском кладбище.
 
Источник информации
 
Брюховецкий Р.И.

Категория: Выпускники | Добавил: 2051 (26.04.2024)
Просмотров: 18
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Создать бесплатный сайт с uCozCopyright ВОЛЬВАКОВЦЫ © 2024