Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Периоды [26]
Начальники [18]
Преподаватели [16]
Выпускники [3493]
Династии [1]
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Четверг, 18.04.2024, 23:24ГлавнаяРегистрацияВход
Школы военных инженеров в 1701-1960 годах
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » Статьи » Училищe » Выпускники

Выставка 2006
В стенах Инженерного замка
 
В военных учебных заведениях того времени обязательно существовал музей.
Инженерное училище исключением не было.

В 1822 году Главное инженерное училище разместилось в стенах Михайловского замка, который спустя год получил новое название - Инженерный замок. После смерти основателя училища, императора Николая I, размещавшиеся в замке учебные заведения стали именоваться его именем.
         Хорошо известно, что воспитанники Николаевского инженерного училища проявили себя не только на военном поприще, но и в различных областях русской культуры. Наибольшую известность в изобразительном искусстве приобрели выпускники К.А. Трутовский, Н.К. Зацепин, В.К. Клемм, Д.В. Григорович, В.Н. Китаев, М.Д. Резвой. Различными были степень их одаренности и творческий вклад в русскую культуру. Они работали в разной технике и разных жанрах изобразительного искусства: портрет, бытовые сцены, батальная живопись, пейзаж. Но их связывало то, что талант каждого развился, получил поддержку и признание в стенах Инженерного замка. Пребывание в Николаевском инженерном училище наложило серьезный отпечаток на формирование их личности.
         Начальство этого училища, - вспоминал в своих мемуарах К.А. Трутовский, - если видело в воспитаннике какое-нибудь дарование, то старалось дать возможность ему развиться, направляя его на то поприще, к которому у него были природные способности. Стоило только доложить покойному Государю Николаю Павловичу или Великому Князю Михаилу Павловичу, что воспитанник обладает талантом, чтоб ему сделали всевозможные льготы, понимая, что всякий человек только тогда будет полезным деятелем, когда он будет работать на своем поприще."
         Объяснением более чем лояльного отношения к "непрофильным" увлечениям воспитанников отчасти служило то обстоятельство, что высшим руководством военно-инженерного ведомства России, в ведении которого находилось Николаевское инженерное училище, являлись великие князья Николай Павлович, Михаил Павлович, Николай Николаевич (ст.) и Петр Николаевич, которые проявляли самый живой интерес к живописи и архитектуре.
         Дух созидания и творчества был характерной особенностью внутренней жизни всех военных училищ Петербурга. В каждом военно-учебном заведении обязательно существовал музей и коллекция художественных произведений. В основном в них входили портреты императоров, начальников корпусов и училищ, выдающихся воспитанников заведений, георгиевских кавалеров, подношения выпускников по случаю юбилейных дат, часто связанные со спецификой деятельности училища или корпуса. Нередко августейшие особы дарили учебному заведению произведения живописи и графики из своих личных коллекций. Значительную роль в становление личности воспитанников вносили преподаватели рисования и архитектуры училища, определяя, таким образом, будущее своих воспитанников.
         Во время обучения воспитанники училища устраивали литературные и музыкальные вечера, ставили спектакли, издавали журналы, рисовали карикатуры на начальников, преподавателей и своих друзей, ходили на выставки, посещали классы Академии художеств.
         Художественное творчество военных инженеров - замечательный и почти неизученный феномен отечественной культуры. Живопись, пожалуй, наиболее популярный вид изобразительного искусства этого столетия. Наиболее ярко увлечение живописью отразилось в судьбе и деятельности шестерых воспитанников Николаевской инженерной академии и училища. Наибольших успехов достигли Николай Константинович Зацепин и Константин Александрович Трутовский. Вильгельм Карлович фон Клемм и Василий Николаевич Китаев более преуспели в графике. Модест Дмитриевич Резвой и Дмитрий Васильевич Григорович значительными художественными талантами не обладали, но много сделали для развития изобразительных искусств в России.
Николай Константинович Зацепин (1818–1855) - военный инженер, полковник, участник обороны Севастополя, погиб у его стен в Крымской войне в возрасте тридцати семи лет. Занимался у К.П. Брюллова и впоследствии стал почетным вольным общником Императорской Академии художеств. Произведения Зацепина получили весьма доброжелательные отзывы критики. К числу лучших его произведений принадлежит картина "Монастырки на клиросе".
         …Художник Николай Зацепин был верным последователем традиций Карла Брюллова, главного мэтра русского искусства того времени. Об уровне художественной подготовки и масштабе дарования говорит тот факт, что живописец некоторое время занимался в мастерской прославленного художника. Появлявшиеся на художественных выставках произведения Зацепина получали благосклонные отзывы критиков. Одно из лучших, "Монастырки на клиросе", можно сейчас увидеть в Инженерном замке. Выдержанная красота академизма, с легким флером романтической поэтики, в сердце своем, хранящая память и мечту об Италии. Формулу Брюллова Зацепин интерпретирует мастерски.
Константин Александрович Трутовский (1826–1893) - живописец и график, вольнослушатель петербургской Академии Художеств, академик, автор жанровых картин, проникнутых любовью к народу. Создал многочисленные иллюстрации, сотрудничал в сатирических журналах. Константину Трутовскому был близок язык живописи первых передвижников. Этот необычайно плодовитый художник более других тем предпочитал изображать сцены из крестьянской жизни Малороссии. Сам характер повествования вызывает в памяти фрагменты украинских рассказов Николая Васильевича Гоголя.
Вильгельм Карлович фон Клемм (1815-1891) - военный инженер, генерал-лейтенант, начальник чертежной Главного инженерного управления, он выступал своеобразным бытописателем Инженерного корпуса. Из наследия фон Клемма, представленного на выставке, наиболее интересны рисунки созданные в 1830 году, когда будущий генерал-лейтенант сопровождал великого князя Николая Николаевича в путешествии по Востоку, составляя в пути заметки. Целью этого путешествия являлось посещение в Сирии, Палестине и Египте наиболее замечательных мест древних развалин и монументов и поклонение христианским святыням. Восток позапрошлого столетия. Яркие краски и древние традиции, незатронутые временем. Пряный аромат дальних, незнакомых стран и тепло южного солнца хранят его рисунки.
Василий Николаевич Китаев (1849–1894) - полковник, преподаватель фортификации Николаевского инженерного училища. Участник Русско-турецкой войны 1877-78 гг. Посвятив этой войне значительную часть своих рисунков, Китаев стал ее своеобразным бытописателем. В графических хрониках войны Китаев с военной точностью и не без вдохновения воспроизводил декорации победной для русских войск кампании. Одним из экспонатов Училища было изображение крепости у города Никополь, написанное Китаевым.
Модест Дмитриевич Резвой (Резвый) (1806–1853) - историк, военный и общественный деятель, член-корреспондент по Отделению русского языка и словесности, музыковед, художник-портретист. Один из основоположников русской музыкальной лексикографии. Автор музыкальных сочинений. Среди художественных миниатюр портрет А.С. Грибоедова.
Дмитрий Васильевич Григорович (1822–1899/1900) - русский писатель, переводчик, искусствовед, член-корреспондент Петербургской Академии Наук. Его перу принадлежат повести "Деревня", "Антон-Горемыка", романы "Рыбаки" и "Переселенцы", повесть "Гуттаперчевый мальчик". Фигура Дмитрия Григоровича особенно примечательна, хотя училища он так и не окончил, но прославился как литератор и художественный критик. Был секретарем Общества поощрения художеств. Создал при нем рисовальную школу и музей.

По материалам Выставки, организованной Государственным Русским музеем в феврале-марте 2006 года.
 
 
Категория: Выпускники | Добавил: Ермаков (14.02.2010)
Просмотров: 863
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Создать бесплатный сайт с uCozCopyright ВОЛЬВАКОВЦЫ © 2024