| ЩУКИН Николай Леонидович (13.4.1848 – 2.6.1924)
Русский и советский военный инженер Ученый в области паровозостроения Профессор механики Заслуженный профессор Конструктор паровозов Поручик | |
Сын купца, поставщика двора Е.И.В., владелец Щукина (Гостиного) двора Санкт-Петербурга. Четырех лет лишился отца, а десяти – матери и был помещен в интернат. Встречается написание отчества – Леонтьевич. Вступил в службу в Инженерное училище в Санкт-Петербурге. 1866 – окончил курс Николаевского ИУ. Выпущен подпоручиком в 5сапб (Киев). 1868 – поступил вольнослушателем в Технологический институт в Санкт-Петербурге. 1869 – уволен от службы поручиком. Стал студентом Института. Под руководством Н.П. Петрова проходил производственную практику на Рыбинско-Бологовской железной дороге, где овладел искусством управления паровозом и даже поставил рекорд по использованию коэффициента сцепления товарного паровоза. 1873 – окончил Санкт-Петербургский технологический институт. Оставлен в Институте. Вольнослушателем прослушал (1874-78) полный курс математических наук физико- математического факультета Петербургского университета. 1875 – преподаватель Института по предмету проектирования. Открыл (1878) чтение курса теоретической механики. 1883-1907 – одновременно преподавал в Николаевской ИА. Наряду с преподаванием активно занимался (1883-1902) инженерной работой – стал консультантом Александровского механического завода Николаевской железной дороги. Назначен (1887) адъюнкт-профессором Института. 1888 – избран профессором Института по кафедре прикладной механики (по теоретической механике и паровозам). Заслуженный профессор. «По проекту Щукина в 1892 г. был построен пассажирский паровоз 1-3-0 Нд с машиной двойного расширения, получивший после некоторой переделки (в серию Нв) самое широкое распространение на русских железных дорогах. Щукин являлся инициатором массовой постройки паровозов 1-3-1С по проекту Сормовского завода, которые были лучшими пассажирскими паровозами, построенными в России до революции. ... являлся инициатором и организатором при Министерстве путей сообщения Комиссии подвижного состава и тяги, в которой он непрерывно председательствовал в течение почти 20 лет. Комиссия осуществляла тот контакт между транспортом и промышленностью, настоятельная необходимость в котором в условиях беспланового капиталистического хозяйства отсталой царской России может быть оценена только теперь». 1896 – советом Института избран Почетным членом института. 1902-10 – член Инженерного совета МПС. 1906 – директор Высших женских политехнических курсов в Санкт-Петербурге (с 1915 – Женский политехнический институт, с 1918 – Второй Петроградский политехнический институт). Автор нескольких трудов по теоретической и прикладной механике, изданных в специальных журналах. Проявил себя в вопросах паровозостроения. По его проектам строился паровоз серии Н (осевая формула 1-3-0), бестендерный паровоз с осевой формулой 0-4-0. Участвовал в разработке проекта паровоза Щ (по фамилии Щукина и был назван впоследствии паровоз). Проектировал пассажирские вагоны Николаевской железной дороги, грузовые вагоны с грузоподъёмностью 1 200 пудов. Разработал проект и руководил (1897-1907) строительством первого в мире керосинопровода Баку – Батуми протяженностью около 900 км. 1910-16 – товарищ Министра путей сообщения. Председатель Комиссии подвижного состава и тяги при Инженерном совете МПС. ... 1918 – возглавил первый состав Высшего технического совета при НКПС, а когда на его базе создали НТК НКПС, он до последних дней жизни работал в нем. С 1919 – привлечен для работы в Специальной комиссии при Совете Труда и Обороны по восстановлению транспорта и, в первую очередь, его движущей силы – паровозов. С 1922 – руководил Техническим советом по постройке советского тепловоза системы Я.М. Гаккеля. Жена Мария Карловна Штанге – немка по происхождению, арфистка оркестра Мариинского театра. Дети: Иван (1880 – 1927); Николай. Умер в Петрограде. Похоронен на кладбище Новодевичьего монастыря. Источники информации
Брюховецкий Р.И.
|