|
РОЗЕ
Карл Андреевич
(23.6.1897 – 19.3.1938)
Советский военный инженер
Фортификатор
Военинженер 1 ранга
|
|
Родился в семье латышских крестьян-земледельцев, проживавших в усадьбе Бауман Даленской волости Лифляндской губернии.
1912 – окончил приходское училище, рабочий водного транспорта (грузчик).
В Февральскую революцию избирался членом Рижского Совета Рабочих Депутатов, стал членом правления кружка молодежи при Латвийской СДРП. С 17.5.1917 – член РКП(б).
1917 – призван на военную службу в 4 Дорожно-мостовой отряд 12А, оборонявшей Ригу, и стал членом Исполнительного комитета отряда. После оставления (9.1917) русскими войсками Риги стал членом Волостного исполнительного комитета в Вольмаре. Продолжал активно заниматься самообразованием, сдал в реальном училище г. Вольмара экзамен на звание Народного учителя.
1.1918 – вступил в г. Вендене в Красногвардейский отряд 12А и участвовал под Венденом и Нарвой в боях с немцами, пытавшимися наступать в сторону Петрограда.
12.1918 – окончил Петроградский ВИТ. Краском.
Назначен в полковую саперную команду 10 Новгородского полка (переименованного впоследствии в 86сп 10сд).
2.1919 – начальник саперной команды.
Участник Гражданской войны.
1-4.1919 – участвовал в боях под Псковом, Порховом и Ригой. Получил благодарность от заместителя Председателя РВС Республики Э.М. Склянского.
4.1919 – командир взвода отдельной сапр 2 бригады 10сд.
В бою с белогвардейцами у д. Лухново (15.10.1919) остановил отступавших бойцов и ликвидировал прорыв противника. 11.1919 – помощник командира роты.
После короткой мирной передышки 10сд передают в состав 16А и в кампанию 1920 г. Розе участвует в боях против белогвардейских отрядов Булак-Балаховича и поляков.
6.1920 – в самый разгар боев назначен командиром роты, входящей в состав 29 (бывшей 2) бригады 10сд.
10.1920 – перешел в распоряжение дивизионного инженера. За бой у д. Лухново награжден орденом Красного Знамени РСФСР № 1996 (11.1920).
12.1920 – техник 1 Военно-гидротехнического отряда Западного фронта. Награжден именными серебряными часами.
5.1921 – старший техник Витебского Военно-гидротехнического отряда.
7.1921 – откомандирован в Петроград для поступления в ВИА РККА.
8.1921 – зачислен на специальное подготовительное отделение ВИА.
1924 – переведен в средний класс инженерного факультета ВИА.
1928 – настолько успешно защитил дипломную работу, что Конференция академии приняла решение издать ее отдельной книгой, которая в том же году вышла под названием «Форсирование рек» в издательстве «Военный Вестник» в Москве.
4.1928 – окончил полный курс ВТА РККА по фортификационно-строительному факультету. Военный инженер. Направлен в распоряжение начальника ВСО Управления Начальника снабжений Ленинградского ВО.
С 8.1929 – помощник начальника инженеров Управления Полоцкого УР.
Активно включился в работу по строительству УР на государственной границе СССР, которые стали известны впоследствии, как «линия Сталина».
7.1930 – начальник Мозырского УР и по совместительству начальник Управления начальника работ № 34.
За 2 года интенсивных строительных работ создал один из сильнейших комплексов оборонительных сооружений на западной границе страны.
5.1932 – назначен начальником и военным комиссаром инженеров Морских сил Дальнего Востока.
Все строительные работы велись при острейшей нехватке материально-технических ресурсов, рабочей силы и даже продовольствия.
10.1932 – удалось начать первые бетонные работы на огневых позициях тяжелых батарей, а также на позиции батареи № 904 на о. Шкота. Розе, как и большинство других инженеров, никогда не сталкивался в своей практической работе с объектами подобной технической сложности, поэтому на первых этапах своей деятельности им допускались некоторые ошибки. Темпы строительных работ намного опережали возможности промышленности, затягивающей поставку, не только артиллерийской техники, но даже и монтажных чертежей оборудования.
11.1932 – бетонные работы пришлось остановить из-за наступающих холодов. Командованию стало очевидно, что тяжелые батареи, из-за задержек в поставке оборудования, сдать в течение 1933 г. было совершенно нереально. Требовалось заранее найти виноватого в срыве заведомо невыполнимых правительственных заданий и им «назначили» Розе. Получил «убийственные» аттестации от командования.
Несмотря на объективные помехи (погодные условия, срывы поставок оборудования и материалов, уточнение документации, реорганизации), планы строительства последующих лет выполнялись.
1935 – был годом больших реорганизаций. Создали единый Отдел инженерных войск флота, ставший впоследствии просто Инженерным отделом (ИО) ТОФ. Розе по праву должен был занять высшую инженерную должность на флоте и стать начальником ИО. Однако, плохая аттестация за компанию 1932 г. и явная неприязнь высшего флотского начальства сыграли свою роль. На должность начальника ИО ТОФ прислали бывшего заместителя начальника Управления начальника инженеров РККА А.И. Бандина, а Розе оставили его заместителем, поскольку вновь прибывший руководитель совершенно не знал местных условий и специфики флотского строительства. Присвоили звание военинженера 1 ранга. Объем строительных работ с выполнением в 1935 г. плана по строительству береговых батарей на Дальнем Востоке нисколько не уменьшился, а наоборот, лишь возрастал. Резко расширялось аэродромное строительство. Награжден орденом Красной Звезды (на 1936).
25.3.1937 – назначен начальником московского НИИ.
4.1937 – оставил Владивосток, в котором провел наиболее значимый отрезок своей жизни.
Лето 1937 – на ТОФ развернулась кампания по борьбе мнимым вредительством. «Доказанным вредительством» объявляли любые строительные недочеты, неизбежные при столь спешном возведении важнейших оборонных объектов. Отсутствие в противодесантных долговременных огневых точках коллективной противохимической защиты, которая, как впоследствии решили в 1940 г., по тактическим условиям была там не нужна вовсе, или отсутствие на каком-нибудь второстепенном объекте бани были неопровержимыми доказательствами вредительских происков. В этих условиях Розе был обречен.
19.3.1938 – военной коллегией Верховного суда СССР приговорен к высшей мере наказания. Расстрелян.
28.4.1957 – реабилитирован Военной коллегией Верховного суда СССР.
Источники информации
Беляев А.Е., Брюховецкий Р.И.
|