Козелло-Поклевские – литовский дворянский род, происходящий от русского выходца Петра Козлова, которому король Сигизмунд-Август пожаловал имение Поклево (Ошмянского уезда). Род внесен в 6 часть Родословной книги Виленской и Минской губерний.
Католического вероисповедания.
Уроженец г. Ржева Тверской губернии.
Окончил Нижегородский графа Аракчеева КК. В службу вступил 1.9.1884 г.
1887 – окончил Николаевское ИУ. Выпущен подпоручиком (ст. 7.8.1885) в
6сапб. Поручик (ст. 7.8.1889).
На 13.5.1895 – в том же чине в
14сапб.
1895 – окончил Николаевскую ИА по 1 разряду. Штабс-капитан (ст. 13.5.1895) с переводом в
военные инженеры. Капитан (ст. 13.4.1897).
17.5.1900 – производитель работ Квантунского областного инженерного управления. Подполковник (ст. 6.12.1901).
Участник
Русско-японской войны (1904-05).
6.2.1904 – делопроизводитель по строительной части Окружного инженерного управления Маньчжурской армии.
Правитель дел Управления начальника инженеров и тыла Маньчжурской армии. Полковник (ст. 2.4.1906, за отличие).
23.2.1907 – состоял в прикомандировании к ГИУ.
22.1.1908 – состоял в числе штаб-офицеров, положенных по штату в распоряжении ГИУ сверх штата.
10.4.1908 – начальник Рижского отдела по квартирному довольствию войск.
«В самом
начале Первой мировой войны, в августе 1914 г., мастер Русско-Балтийского
машиностроительного завода в Риге Пороховщиков обратился в ставку Верховного
главнокомандования Русской армии с предложением оригинального проекта
быстроходной боевой гусеничной машины для движения по бездорожью. Тогда же он
обратился в Особый комитет по усилению флота, обещая создать вездеходную
бронемашину на гусеничном ходу. Никаких существенных документов Пороховщиков
тогда не предоставил и лишь 9 января 1915 г. после долгих проволочек на приёме
у начальника снабжений Северо-Западного фронта генерала Данилова у изобретателя
уже имелись готовые чертежи и смета постройки боевой машины, называемой
Вездеход.
По всей видимости, предварительные расчеты Пороховщикова пришлись по душе
высшему военному руководству: кроме высокой проходимости Пороховщиков обещал и
плавучесть машины. Проект одобрили – разрешение на постройку Вездехода было
получено 13 января 1915 г., было ассигновано 9660 рублей 72 копейки, а
проектные данные были оговорены в особом докладе № 8101. Наблюдение за
постройкой машины вёл начальник Рижского отдела по квартирному довольствию
войск военный инженер-полковник Поклевский-Козелло. 1 февраля в Рижских
авторемонтных мастерских завода «Руссо-Балт», что были при казармах
Нижегородского пехотного полка, 25 солдат-мастеровых и столько же наемных
квалифицированных рабочих приступили к изготовлению опытного образца первого в
мире танка, разработанного известным летчиком и конструктором Александром
Александровичем Пороховщиковым».
Пороховщиков и
инженер-полковник Поклевский-КозеллоНа 1.8.1916 – в том же чине и должности.
Участник
Первой мировой войны.
Одновременно и.д. помощника начальника инженерных снабжений армий Северного (по другим данным – Западного) фронта (на 2.4.1917).
Генерал-майор (ст. 2.4.1917, за отличие).
7.11.1918 – постановлением Регентского совета был принят в Войско Польское с утверждением в чине генерал-подпоручика.
7.11.1918 – определен в Военное министерство.
13.11.1918 – назначен начальником Технической секции.
10.12.1918 – начальник 3 Технического департамента.
16.6.1919 – возглавил Инспекцию военных зданий.
7.1.1920 – возглавил Сборный пункт в крепости Гродно.
10.3.1920 – инспектор зданий.
20.5.1920 – переведен в штабной отдел Военного министерства на должность инспектора по демобилизации.
Уволен в отставку приказом Верховного ГК (12.1.1921, с 1.4.1921).
Умер в Варшаве. Похоронен на Повязковском кладбище.
Генерал-поручик (пр. 6.5.1921, ст. 1.1.1921,
посмертно).
Примечание. В «Офицерских списках» Польской армии (1923, 1924) числился в числе офицеров в отставке как полковник
Владислав Козелл-Поклевский, проживающий в д. Новый Погост. В «Персональном составе Военного министерства» от 22.2.1932 г. указано, что полковник пехоты в отставке умер 2.3.1924 г. в Варшаве, от 22.12.1934 г. – исправлены дата смерти на
2.3.1921 г. и чин на
бригадного генерала в отставке.