| НОВИКОВ Леонид Васильевич (14.9.1886 – 24.5.1971) Русский и советский военный инженер Ученый, специалист по ВОСО Профессор Полковник Генерал-майор ИТС | |
Награды: ордена: св. Станислава 3 ст. с мечами и бантом, св. Станислава 2 ст. с мечами, св. Анны 4 ст. с надписью «За храбрость», св. Анны 3 ст. с мечами и бантом, св. Анны 2 ст. с мечами, св. Владимира 4 ст. с мечами и бантом; советские: медали: «20 лет РККА», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За взятие Берлина», «За освобождение Праги», юбилейные. Русский. | Родился в Ижевском Заводе (ныне – г. Ижевск) Сарапульского уезда Вятской губернии. Отец Василий Иванович (1.8.1838 – 30.1.1899) – воспитанник Константиновского КК, окончил Михайловскую артиллерийскую академию, служил (1861-94) на разных должностях на Ижевском оружейном заводе, начальник Ижевских оружейного и сталеделательного заводов, генерал-майор. Женат вторым браком на Кларе Фридриховне (3.6.1854 – 27.1.1927) – дочери чиновника Ижевского оружейного завода Фридриха Медоро Николаи (5.2.1802 – 24.3.1879). |
1898 – поступил во 2 класс Симбирского КК. 1900 – переведён в 4 класс. 1904 – окончил 1 Московский КК по 1 разряду с награждением ценным подарком (книгой) и с занесением фамилии на мраморную доску корпуса. Вступил (1904) в службу в Инженерное училище в Санкт-Петербурге. Портупей-юнкер.
| 1911 – поступил в Инженерную академию. 5.1914 – окончил 3 класса Николаевской ИА. Военный инженер (23.5.1914). Поручик. Пожалован за отличные успехи в науках орденом св. Станислава 3 ст. (ВП 23.5.1914). Участник Первой мировой войны. Воевал в составе лейб-гв. Сапб. Пожалован орденом св. Анны 3 ст. с мечами и бантом («Русский Инвалид» от 21.10.1914 г. № 236). За отличия в делах против неприятеля пожалован орденами св. Анны 2 ст. с мечами (ВП 4.3.1915) и св. Станислава 2 ст. с мечами (ВП 4.3.1915). Штабс-капитан. Награжден орденами св. Владимира 4 ст. с мечами и бантом (ВП 26.4.1915), св. Анны 4 ст. с надписью «За храбрость» (ВП 30.4.1915). … Полковник. | При расформировании старой армии (1918) направлен в Воронеж для сдачи в архив дел по инженерной части 8А и, в частности, дел Строительно-инспекторского отделения. Сдав дела, отправился в Петроград, где добровольно поступил (6.1918) штатным репетитором по отделу фортификации на службу во вновь открывшуюся Николаевскую ИА, впоследствии переименованную в ВИА (приказ по Академии № 70 от 11.6.1918 г.). Беспартийный.Участник Гражданской войны. Успешно защитил диссертацию на звание военного преподавателя на тему: «Условия производства инженерных работ и их организация в войсковых районах при позиционной войне» (1920). После войны занимался подготовкой руководящего состава для органов военных сообщений (ВОСО) на транспорте на факультете ВОСО в составе ВИА РККА в Петрограде.
1921-23.4.1925 – начальником факультета ВОСО ВИА РККА был назначен профессор А.А. Саткевич, начальником учебной части – военный инженер Л.В. Новиков.
Специальные транспортные дисциплины были объединены в 4 основные группы: служба ВОСО, куда входила и служба тыла; устройство и сооружение железных дорог и шоссе с проектами по постройке дорог и постройке железнодорожного узла; эксплуатация железных дорог; водные сообщения. Профилирующая дисциплина – «Эксплуатация железных дорог, обыкновенных и водного транспорта». Подготовка завершалась разработкой дипломной схемы по специальности.
При проведении военной реформы решением СНК РСФСР (23.4.1925) факультет ВОСО в ВИА закрывался. Для подготовки военных специалистов по службе ВОСО учреждалось отделение ВОСО при Ленинградском институте инженеров путей сообщения (ЛИИПС).
Начальником отделения был назначен профессор Н.А. Данилов, помощником и заведующим научно-исследовательской лаборатории – Л.В. Новиков. Занятия начались в сентябре 1925 г. В разработке наставлений по мостам и переправам принимали участие Л.В. Новиков и С.В. Завацкий, в разработке положений по автоперевозкам – П.И. Козловский. Они же руководили в последующем испытаниями автодорог и мостов. Результат этих испытаний послужил основой создания в 1931 г. новых ТУ для постройки автогужевых дорог и разработки специальных требований к автодорогам оборонного значения. Осень 1931 – приказом Народного комиссара по военным и морским делам отделение ВОСО было реорганизовано в военно-транспортный факультет ЛИИПС. | |
Бригинженер (1935-38). Награжден юбилейной медалью «20 лет РККА» (22.2.1938). Дивинженер (25.2.1942).
Генерал-майор инженерно-технической службы (31.3.1943).
Преподавал на дорожном факультете ВТА. Начальник кафедры. Ведет большую исследовательскую работу, отличный лектор. Имеет более 40 научных трудов, большинство которых используются на фронтах. Командованием ВТА представлен (1.2.1944) и награжден орденом Отечественной войны 2 ст. (Указ Президиума ВС СССР от 28.10.1944 г.). Участник Великой Отечественной войны. С 10.2.1945 – руководитель группы офицеров-дорожников на 1 Украинском фронте. В период подготовки Берлинской операции по 18-20 ч находился в войсках, организовывая работы по подготовке дорожной сети. Начальником Дорожного управления фронта генерал-майором Олехневичем представлен (8.5.1945) и награжден орденом Отечественной войны 1 ст. (пр. № 073/н от 2.6.1945 г. 1 Украинского фронта). «Однажды Инженерный музей, в котором я тогда служил, навестил генерал Л.В. Новиков, у которого я когда-то был обучающим строю, а потом и фельдфебелем. Заметив меня, он вдруг подтянулся и, хотя был уже генералом, а я только подполковником, быстро, по-строевому зашагал ко мне, чтобы поздороваться». Из воспоминаний полковника В.М. Догадина, выпускника Николаевского ИУ (1906), начальника отдела истории фортификации, минно-подземного дела и маскировки Центрального исторического военно-инженерного музея. 1959 – вышел в отставку с должности начальника кафедры «Постройка и восстановление автомобильных дорог», продолжал безвозмездно читать ряд лекционных курсов в ВАТТ, писать научные труды, участвовать в работе Учёных Советов, конференций, секций. | | К 80-летию награждён орденом Трудового Красного Знамени (Указ Президиума ВС СССР от 26.8.1966 г.). Женат. Воспитали двух детей: Татьяну и Кирилла. Скончался (24.5.1971) скоропостижно в Ленинграде, похоронен с воинскими почестями на Богословском кладбище. Братья: от первого брака отца на Марии Андреевне Брудзинской: Александр (1864 – 1937); Сергей (1869 – 1895); Борис (1870 – 1906); Николай (1872 – 1909); Дмитрий (1973 – 1918); от второго брака отца на Кларе Фридриховне: Максимилиан (9.6.1882 – 18.10.1971) – окончил Симбирский КК (1900), Николаевское ИУ (1903), Офицерскую электротехническую школу (1906), военный инженер-электрик, участник Первой мировой войны, начальник связи корпуса и командир Технического батальона Гренадерского сапп, подполковник, служил в РККА, краском 11 категории, репрессирован (1931), реабилитирован (1957); Вячеслав (11.8.1888 – 7.4.1970) – окончил 1 Московский КК (1906), Николаевское ИУ (1909), ВИА РККА (1921), военный инженер, занимался научно-преподавательской деятельностью, профессор (1934), доктор технических наук (1960).
Источники информации
1. Под редакцией В.В. Жигайло. Школа военных инженеров. – М.: Воениздат, 1980.
2. Дороги ратной славы. – М.: Гольден-Би, 2010. 3. Наградные документы.
Беляев А.Е., Брюховецкий Р.И.
|