| МОДРАХ Сергей Карлович (16.7.1889 – 18.12.1922) Авиаконструктор Капитан Лейтенант ВС Великобритании Полковник Белой армии | |
Награды: ордена: св. Станислава 3 ст. (28.10.1911), св. Анны 3 ст. (8.11.1915), св. Анны 2 ст. с мечами (10.9.1916), св. Владимира 4 ст. (25.10.1916), св. Станислава 2 ст. с мечами (9.1.1917), св. Георгия 4 ст. (31.10.1917); Георгиевское оружие (24.1.1917).
Православный.
Уроженец Санкт-Петербурга. Отец Карл Андреевич (4.1.1840 – 11.5.1903) – выпускник Николаевского ИУ (1859), генерал-майор (1895), член Конференции Николаевской ИА.
1906 – окончил Александровский КК.
1909 – окончил Николаевское ИУ. Выпущен подпоручиком (6.8.1909) в 1сапб.
9.9.1909 – младший офицер батальона.
20.9.1910-17.9.1911 – обучался в Офицерской воздухоплавательной школе. Поручик (1.10.1911).
10.10.1911 – переведен на службу в 3впр.
С 9.12.1911 – переведен в постоянный состав Офицерской воздухоплавательной школы.
26.7.1912 – командирован в авиационную школу во Францию для обучения полетам на самолетах «Ньюпор».
С 5.11.1912 – инструктор по обучению полетам на «Ньюпорах» в Варшаве. Военный летчик (3.6.1913).
5.6.1913 – переведен в Офицерскую воздухоплавательную школу.
25.11.1913-20.3.1914 – заведующий моторно-авиационным классом Авиационного отдела Школы.
7.6.-4.8.1914 – заведующий метеорологической станцией.
19.8.1914 – командир воздушного корабля «Илья Муромец-IV».
4.7.1915 – старший офицер 31КАО.
8.9.1915 – начальник 31КАО. Штабс-капитан (27.10.1915). Капитан (27.10.1915).
25.5.1916 – переведен в Управление ВВФ, прикомандирован к постоянному составу Военной авиационной школы в качестве обучающего офицера.
22.2.1916 – исполнял дела начальника Главного аэродрома Управления ВВФ и председатель испытательной комиссии.
Участник испытаний многих опытных аппаратов периода Первой Мировой войны.
Авиаконструктор. В 1917 г. по его проекту в мастерских Гатчинской авиашколы построили истребитель-биплан СКМ с двигателем «Рон» 120 л.с. Самолет отличался продуманной конструкцией и изящными формами. Об его испытаниях данные отсутствуют, однако в 1921 г. самолет находился в Егорьевской теоретической школе авиации в качестве учебного пособия.
Награжден орденом св. Владимира 4 ст. (25.10.1916) «за полеты 10 и 21 августа 1914 г. на воздушном корабле «Илья Муромец-III», в качестве исполняющего должность командира».
31.12.1916 – переведен в Военную авиационную школу.
14.1.1917 – начальник 3 армейского АО.
Награжден Георгиевским оружием (24.1.1917) «за то, что, будучи в чине поручика постоянного состава Военной авиационной школы, 31-го августа 1915 г., вызвавшись добровольно лететь помощником командира воздушного корабля «Илья Муромец» в тыл неприятельской армии, произвел под сильным огнем неприятельской артиллерии разведку и добыл ценные сведения, которые будучи представлены своевременно, имели влияние на успешный ход боевой операции. Исполняя обязанности артиллерийского офицера, удачно бросал бомбы в палаточное расположение, по-видимому штаба, которое и было разрушено».
25.6.1917 – командующий 2 боевой авиационной группой.
7.1917 – начальник отдела Военной школы воздушного боя (г. Евпатория).
Приказом по 7А №1765 от 31.10.1917 г. награжден орденом св. Георгия 4 ст. «за то, что 10-го мая 1917 г. в районе Станиславов-Мариамполь в 6 часов 30 минут настиг самолет противника, который атаковал пулеметным огнем. После нескольких схваток неприятельский самолет упал за передовыми окопами противника, где и был расстрелян огнем нашей артиллерии».
6.11.1917 – переведен в 3 боевую авиационную группу и назначен ее командиром.
После Октябрьского переворота был призван в РККА, как авиационный специалист. Отказался от предлагаемой должности начальника Главного управления РККВВФ. С группой офицеров-авиаторов под началом полковника А.А. Казакова бежал из Петрограда в Архангельск (6.1918), где вступил в Славяно-Британский авиационный корпус.
Участник Белого движения.
Лейтенант Королевских воздушных сил Великобритании (1918). Был заместителем А.А. Казакова.
С 15.8.1918 – на фронте в составе 1 Славяно-Британского АО. Принимал участие в операциях в районе станции Обозерской. С отрядом переведен (17.9.1918) в район Березника.
С 10.1918 – участвовал в операциях в районе Сельца и в наступлении вдоль железнодорожной линии Вологда – Архангельск, а затем в боях у Сийского монастыря.
Весна 1919 – принял командование над 1 Славяно-Британским АО.
7.1919 – получил предложение занять пост начальника Полевого управления авиации Сибирской армии адмирала А.В. Колчака. Уехал в Архангельск (1.8.1919). Оттуда, с экспедицией капитана Вилькицкого добрался до устья р. Енисей. Вступил в должность.
После поражения А.В. Колчака перебрался в Крым.
Военный инженер при начальнике Инженерно-технического отдела Управления снабжения ВС Юга России. Полковник (1920).
С 11.7.1920 – на солдатской должности при Управлении начальника авиации Русской армии генерала П.Н. Врангеля.
24.8.1920 – переведен во 2 авиационный парк.
Эмигрировал в Англию. Жена (1913) – англичанка Элен Джонсон (1887 – 1968).
Скончался в санатории «Woking» близ Лондона.
Братья: Василий (8.6.1885 – 23.2.1953)– окончил Павловское ВУ, Николаевскую АГШ (1914), участник Первой мировой войны, штаб-офицер для поручений при 11АК, подполковник, служил в армии Украинской Державы, войсковой старшина, эмигрировал; Владимир (1887 – после 1947) – окончил Николаевское ИУ (1907), Офицерский класс Военной электротехнической школы, служил в лейб-гв. Сапб, полковник, участник Белого движения, эмигрировал, сотрудничал с гитлеровцами, участник Сопротивления, возвращался в СССР, похоронен на кладбище Кокад (Франция); Николай (1898 – ?) – окончил Петербургский институт инженеров путей сообщения (1916), поручик артиллерии, участник Белого движения, воевал в ВС Юга России, в эмиграции, жил в Чехословакии, окончил архитектурное отделение пражского Высшего технического училища, архитектор, график и акварелист, уехал в Афганистан (1939).
Источники информации
Брюховецкий Р.И., Подлесский К.К.
|