|
МАТЫЕВИЧ-МАЦЕЕВИЧ
Бронислав Витольдович
(2.10.1882 – 18.4.1911)
Русский военный инженер Воздухоплаватель и летчик
Штабс-капитан
|
|
Родился на Волыни, в семье военного инженера. Полное имя и отчество – Бронислав Калине Витольдович.
Образование получил в 3 Московском КК. Вступил в службу в Инженерное училище в Санкт-Петербурге.
1901 – окончил Николаевское ИУ по 1 разряду. Произведён в офицеры (1901).
Службу проходил в Брест-Литовском крепостном воздухоплавательном отделении.
1904 – служил в сапб. Поручик.
1909 – окончил курс в Учебном воздухоплавательном парке. Воздухоплаватель.
Переведен в постоянный состав Школы.
Командирован (1910) во Францию для обучения в школе Луи Блерио (диплом № 152 от 1.7.1910). Летчик.
Автор рекорда высоты (1 250 м), установленном (20.9.1910) в Петербурге на Всероссийском празднике воздухоплавания.
Б.В. Матыевич-Мациевич на аэроплане «Блерио» 11.11.1910 – состоялось открытие Школы авиации Отдела Воздушного Флота в Севастополе. После освящения самолетов состоялись показательные полеты: поручика Руднева на «Фарман» и штабс-капитана Матыевича-Мацеевича на двухместном «Блерио». «Оба наши известные летчики поднялись в воздух и стали описывать круг за кругом. Поручик Руднев, летевший невысоко, быстро спустился: у него случилась маленькая неисправность в моторе, но Матыевич-Мацеевич поднимался все выше и выше и на высоте около 250-300 метров уже взял направление на город, чтобы показать всем начали деятельности школы. Вдруг все наблюдавшие заметили, как винт остановился, но огромная птица стала плавно описывать кривую и опускаться на землю. Спуск был проведен на редкость красиво; оказалось, в моторе сломался шатун. Все присутствовавшие устроили шумную овацию смелому летчику, проявившему столько спокойной решимости и мужества». Назначен инструктором-преподавателем Школы авиации в Севастополе. Входил в комиссию по приемке импортных аппаратов. Первым в истории авиации совершил полет над морем с установленным на аэроплане компасом. Женат. Воспитывали дочь. Мечтал, чтобы в их роду профессия военных авиаторов стала наследственной, обучал брата. | Погиб на Куликовом поле с младшим братом мичманом (29.3.1909) миноносца «Мощный» Станиславом (8.4.1888 – 18.4.1911), гостившим в Севастополе у брата и летевшим в качестве пассажира на двухместном аэроплане. «18 апр. 1911 г. Бронислав вместе со своим братом, мичманом Станиславом, совершил полет на аэроплане Блерио, несмотря на сильный ветер. Благополучно взлетев и продержавшись в воздухе около 5 мин., авиатор застопорил мотор и начал планирующий спуск. Внезапно аппарат накренился, принял почти вертикальное положение и полетел вниз. Штабс-капитан Матыевич ударился при падении о каменную стену и был убит на месте, а брат его, тяжело раненный, скончался по дороге в больницу. По-видимому, причиной катастрофы была остановка мотора в момент наибольшего крена при повороте. По другой версии – возможной причиной катастрофы стал разрыв стального троса, который соединял крылья моноплана с аппаратом...». | |
«20 апреля тела братьев были перевезены из часовни морского госпиталя в только что достроенный костел. За гробами шли тысячи людей, провожавших первого летчика, погибшего в Севастополе. Молебен отслужил капеллан войск Одесского ВО ксендз Франц Антонович Козловский. На траурной церемонии присутствовала сестра погибших Анна Витольдовна. По завершении тела братьев Матыевичей-Мациевичей были отправлены с вокзала для погребения на родину в Волынскую губернию». На месте гибели братьев (хут. Воитковского, несколько южнее горы Рудольфа) офицеры Качинской школы и отдел Воздушного флота на собранные деньги на выделенной земле воздвигли памятник. На стеле вмонтировали плиту из белого мрамора с четырёхконечным крестом и мемориальной надписью, в верхней части стелы имелась лётная эмблема. Памятник не сохранился. | |
Источники информации
Брюховецкий Р.И.
|