ЛЬВОВ
Федор Федорович
(20.8.1820 – 31.3.1895)
Русский военный инженер
Художник-пейзажист
Действительный статский советник
Штабс-капитан
Родился в Петербурге, в семье Федора Петровича (1766 – 1836) – поэта, певца-любителя, директора Придворной певческой капеллы (1826-36), и Елисаветы Николаевны (1788 – 1864).
1839 – окончил Главное ИУ. Произведен в офицеры гвардейского Конно-пионерного дивизиона.
Акварелист-любитель. Специального художественного образования не получил. Брал частные уроки у М.Н. Воробьева.
1845-50 – в составе лейб-гв. Конно-пионерного дивизиона служил на Кавказе. Поручик.
Участник походов против горцев.
В 25 лет – штабс-капитан лейб-гв. Егерского полка.
Составил целый сборник акварельных Кавказских видов, за что Академия Художеств назначила его своим почетным вольным общником (1847).
Уволился в отставку.
Служил в Почтовом ведомстве, под начальством известного любителя русской живописи Ф.И. Прянишникова.
Общество поощрения художников избрало его своим секретарем.
6.1859-5.1865 – конференц-секретарь Академии Художеств, во время президенства вел. княгини Марии Николаевны. Ездил за границу и осматривал местные художественные академии и музеи (1860). Вел борьбу с реакционной частью профессуры, занимая более прогрессивные позиции, в результате пришлось уйти.
1865-67 – состоял участковым мировым судьей в Порховском уезде Псковской губернии и при Министерстве государственных имуществ.
Весною 1875 г., устраивал во Владимирской губернии с. Успенское для пребывания в нем вел. князя Николая Константиновича.
С 1879 – занимал место вице-директора Лесного департамента.
Когда был освобожден от должности, принял активное участие в создании «водолечебного заведения» Хилово в имении брата своей жены, занимался строительством новой усадьбы двоюродного брата Льва Николаевича, кирпичного завода.
С 1880-ых – директор Строгановского училища технического рисования и Художественно-промышленного музея при нем (в Москве на Рождественке). Действительный статский советник.
Училище и музей были доведены до возможного совершенства. Сознавая всю важность развития художественного вкуса и понимание стилей для ученого рисовальщика, придавал большое значение музею и отвел для него специальное помещение в новом здании училища. В состав его вошли старые заброшенные коллекции и многие новые, весьма важные приобретения, сделанные за последнее время. Расположив коллекцию в научной системе, на что потребовалось немало труда, сделал музей весьма важным средством художественного образования не только учащихся, но и для публики вообще, имеющей в него доступ для осмотра.
Собрал вокруг себя усердных сотрудников и умножил число учеников и учениц.
Устроил новое помещение училища в здании Университетских клиник на Рождественке.
Открыл женские вечерние классы рисования при училище.
Организовал «четверги», где сперва рисовали, а потом ужинали по средствам каждого хозяина, у которого собрались. Чуть позже «четверги» перешли в «пятницы», которые, видимо, были так популярны и заразительны, что, будучи в России, Теофил Готье не смог пройти мимо, и вступил в Пятничное общество.
Следил за ходом художественного образования во Франции.
Готовил участие училища во всероссийской выставке в Нижнем Новгороде.
Известен как акварелист, пейзажист, музыкант. Его работы находились в Румянцевском музее и галерее Ф.И. Прянишникова в Москве.
Кроме художественных произведений, создал любопытные воспоминания о Брюллове, Обществе Поощрения Художников и об Академии Художеств, напечатанные в «Русской Старине», 1880-82.
1885-95 – «…происходила внутренняя реорганизация жизни училища: перестройка учебной системы, педагогических методов, основного помещения, музея и мастерских. Строгановскому училищу удалось не только выйти из тупика, но и стать первым в области художественной керамики и развития национально-стилевого направления».
Умер в Москве. Похоронен на кладбище Донского монастыря.
Надгробный монумент выполнен по проекту Д.П. Сухова и В.С. Бровского.
Брат Алексей (1798 – 1870) – русский скрипач, композитор, директор Императорской певческой капеллой, дирижер, общественный деятель, автор русского национального гимна на слова В.А. Жуковского «Боже, царя храни!» (1833; издан вначале как «Молитва русских»). |
|
Источники информации
1. Исаев П. Строгановка 1825 – 1918. Биографический словарь. Т. 1. – М.: 2004.
2. Шульгина Е.П., Пронина И.А. История Строгановского училища 1825 – 1918. – М.: «Русское слово», 2002.
Брюховецкий Р.И.
|