| ЛУПИЛИН Сергей Павлович (7.6.1891 – 11.6.1924) Русский военный инженер Есаул |
|
Награды:
ордена: св. Станислава 3 ст. с мечами и бантом (17.5.1916), св. Анны 4 ст. с
надписью «За храбрость» (27.5.1916), св. Анны 3 ст.; светло-бронзовая медаль «В
память 300-летия царствования дома Романовых» (9.6.1913).
Православный.
Из
дворян Области войска Донского. Сын полковника Павла Яковлевича (1856 – не
ранее 1916) – участника Русско-турецкой войны (1877-78), кавалера ордена св.
Владимира 4 ст. с бантом (1902), в отставке по болезни (9.1915), и Марии
Степановны, урожденной Богдановой.
1909
– окончил Донской Императора Александра III КК. Вступил в службу в Инженерное училище в Санкт-Петербурге.
Участник и почетный член (1912) Воздухоплавательного кружка НИАиУ, созданного
(1909) «с целью облегчить юнкерам
ознакомление с вопросами воздухоплавания».
Во
время учебы написал труды: «Современные аэропланы» (1911) и «Аэроплан Луи
Брегэ…» (1912). В конце своей второй книги он, мечтая о будущем
воздухоплавания, писал: «Только тогда
можно будет сказать, что воздух побежден и завоеван, когда механические сильные
птицы, управляемые рукой человека, будут носиться над землей, не думая каждую
минуту об ужасной катастрофе, об остановке двигателя, о случайной поломке и
непроизвольном спуске на землю; когда эта птица перестанет вовсе бояться
непогоды и будет спокойно реять в облаках, пока не пожелает опуститься на землю».
После выхода этого издания один его экземпляр с подписью автора был передан им
в библиотеку НИАиУ.
6.8.1912
– окончил Николаевское ИУ. Выпущен подпоручиком
(ст. 6.8.1910) в 1 Сибирский сапб. 8.10.1912
– младший офицер 1 телеграфной роты.
20.9.1914
– младший офицер прожекторной роты 1
Сибирского сапб. Поручик (ВП 1.10.1914, ст. 6.8.1914).
Переведен
(13.5.1916) в резерв чинов при Штабе Минского ВО.
Прикомандирован
(31.1.1916) к 19 автомобильной роте.
Младший
офицер 19 автомобильной роты.
Готовил
кадры военных шоферов и механиков.
Убыл
(2.7.1916) в Действующую армию с 19 автомобильной ротой.
Есаул
(25.12.1916).
...
Участник Белого движения.
Воевал
в составе Донской армии.
На
16.7.1919 – находился в составе главной военно-автомобильной мастерской, затем
начальник автошколы в Новочеркасске.
Попал
в плен (3.1920) сначала к «зеленым», а затем к красным. Сидел в тюрьме, бежал,
проплутал около 400 км в тылу у красных, пробрался в Крым, чуть не умерев от
голода.
В
Русской армии до эвакуации Крыма, с весны 1920 г. в Донском офицерском резерве
при Военно-инженерном управлении.
Эмигрировал
в
Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев.
Служил
в автомобильном отделе авиации.
1922
– состоял заведующим автомобильными курсами Донского правительства в Загребе.
1922
– летом переехал во Францию, работал чертежником-конструктором на заводе «Ситроен». Собрал богатую техническую библиотеку. Автор ряда трудов по
автомобильной технике, моторам и пр. Подготовил к печати труд по автомобильным
моторам.
Умер
(11.6.1924) от разрыва сердца. Похоронен (15.6.1924) на кладбище в Иври,
департамент Сена (Париж).
Источники
информации
Брюховецкий Р.И.