Награды: ордена: св. Станислава 3 ст. (1858), св. Анны 3 ст. (1861), св. Станислава 2 ст. (1863), св. Владимира 4 ст. (1867), св. Владимира 3 ст. (1869), св. Станислава 1 ст. (1873), св. Анны 1 ст. (1876), св. Владимира 2 ст. (1879), Белого Орла (1889), св. Александра Невского (1894) с бриллиантами (1898), св. Владимира 1 ст. (1903); бухарский – Короны с бриллиантовыми украшениями, сербский – Такова 1 ст., французский – Почетного Легиона 1 ст.
Родился в Нижнем Новгороде.
Окончил 4 (Ларинскую) гимназию в Санкт-Петербурге.
1848 – окончил Кондукторские классы Главного ИУ. Выпущен прапорщиком в полевые инженеры и оставлен в Училище для продолжения обучения в Офицерских классах.
1850– окончил Офицерские классы Главного ИУ. Выпущен прапорщиком в 3рез.сапб, реформированный в 11сапб.
В составе 11сапб участвовал в походах и делах с горцами на Кавказе (1851). Подпоручик (1851). 1852-54 – окончил Императорскую ВА. Участник Восточной войны(1853-56). 1854 – назначен старшим адъютантом в штаб командующего войсками в Эстляндии. По окончании войны – состоял при Департаменте Генштаба. С 1858 – адъюнкт-профессор по кафедре тактики Академии Генштаба, одновременно читал курс военной истории в Николаевской ИА. Капитан. Стал переводить с французского языка «Историю военного искусства» Роконкура. Однако знаменитый М.В.Остроградский, любивший беседовать с Леером о военной истории, сказал ему по этому поводу: «Никогда не переводи, если можешь написать что-нибудь мало-мальски самостоятельное». В 1860 г. Леер предложил новую программу, которая и была утверждена конференцией Академии. Подполковник (8.1862). 1865 – инспектор классов во 2 Константиновском ВУ. Полковник (1865, за отличие). С 1865 – читал курс стратегии в Николаевской ИА и Академии Генштаба. Целью курса стратегии ставилось уяснение путем критического исследования наиболее замечательных исторических фактов: значение укреплений, крепостей, укрепленных лагерей, оборонительных линий и прочих средств военно-инженерного искусства, а также их зависимость от прочих элементов военного искусства. Командирован (1867) во Францию и Германию для осмотра военно-учебных заведений, а затем в Сербию во главе военной комиссии для реорганизации ее вооружённых сил. Генерал-майор (1871). Профессор стратегии в академиях Генштаба, Артиллерийской и Инженерной. С 1.1877 – являлся чиновником для особых поручений при ГУВУЗ. С 1881 – одновременно член Главного комитета по устройству и образованию войск. 1882 – врид начальника Академии Генштаба. 13.8.1889-8.1898 – начальник Академии Генштаба. Генерал-лейтенант. Продолжал читать лекции по стратегии. Состоял членом-корреспондентом Императорской АН. 6.5.1896 – член Военного совета. Генерал от инфантерии (6.5.1896). Скончался (16.4.1904) в Санкт-Петербурге. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
* * *
Пребыванием в 11сапб фактически ограничилась его служба в войсках – в 1852 г. Г.А. Леер поступил в Императорскую ВА (с 1855 – Николаевская Академия ГШ) и с этого времени начинается его чисто ученая и педагогическая деятельность. В те годы наука в академии стояла не слишком высоко. В тактике преобладало "практическое" направление, приводившее к господству устава и характеризовавшееся торжеством "красносельских" боевых построений, составлявших анахронизм после наполеоновских войн. Преподавание теории военного искусства сводилось к обширному, чисто фактическому курсу военной истории, охватывавшему описание всех войн, начиная с древнего мира. Эти описания профессор А.П. Карцев иронически называл "вензелями, которые армии выписывали ногами", офицеры же – "наукой о том, кто куда пошел". Другой частью курса теории военного искусства был обзор выдающихся сочинений по стратегии, исключительно в догматической форме. Младший "теоретический" курс Г.А. Леер прошел отлично, но в старшем, "практическом", работал недостаточно, главным образом, вследствие домашних обстоятельств (в это время Леер женился). Кроме того, он не был искусен в черчении. Вследствие всего этого в 1854 г. Г.А. Леер без отличия окончил курс и был назначен старшим адъютантом в штаб командующего войсками в Эстляндии. С этого времени и началась ученая и педагогическая деятельность Г.А. Леера – больше он уже не соприкасался на практике с войсками, и только огромная умозрительная сила и обширная эрудиция позволили ему избежать значительных промахов в его военно-научных трудах.
По окончании Крымской войны 1853-56 гг. в России начался серьезный пересмотр всех военных вопросов. Г.А. Леер, назначенный в это время в департамент Генерального Штаба, обратил на себя внимание своими вдумчивыми и серьезными статьями. Однажды ему приказали сделать работу, весьма сложную и объемную, которая требовала много труда и времени. К удивлению начальства, Леер принес ее готовой уже через несколько дней; оказалось, что весь обширный текст он изобразил в виде таблиц с примечаниями, благодаря чему содержание работы было исчерпано полностью. В эти же годы первые статьи Г.А. Леера появились в "Военном Сборнике". Одна из них, в которой автор определял вероятные изменения в военной тактике вследствие введения нарезного оружия, обратила на себя особое внимание высшего военного начальства. Можно сказать, что труды Леера в этом направлении повлияли на перевооружение нашей армии.
В это же время на Г.А. Леера обратило внимание и командование Академии Генштаба. После Крымской войны число слушателей в академии значительно увеличилось; под влиянием веяний времени в военном обществе также развился дух строгой, даже беспощадной критики; нужны были новые люди и новые идеи. Преподавание тактики всей тяжестью лежало на одном профессоре, подполковнике Мезенцеве. Тот, при всей его добросовестности, был не в состоянии справиться с непосильной задачей и пригласил к себе в помощники штабс-капитана Леера, который в 1858 г. был назначен исполняющим дела адъюнкт-профессора и приглашен в Академию читать лекции по тактике. В том же году Г.А. Леер блестяще защищает диссертацию на звание профессора на тему «О боевых порядках пехоты», поставив этот вопрос совсем в новом освещении и на новых основаниях.
В то же время Г.А. Леер был приглашен в Инженерную академию читать курс военной истории. Так как курс этот был поставлен слабо и не заключал в себе ничего поучительного собственно в инженерном отношении, то в 1860 г. Леер предложил новую программу, которая и была утверждена конференцией Академии. Целью курса ставилось уяснение путем критического исследования наиболее замечательных исторических фактов: значение укреплений, крепостей, укрепленных лагерей, оборонительных линий и прочих средств военно-инженерного искусства, а также их зависимость от прочих элементов военного искусства. Широко намеченная программа исполнялась Леером по частям в течение нескольких лет. В разных журналах ("Военный Сборник", "Инженерный Журнал") появлялись статьи Леера, составлявшие этюды намеченных им крупных работ: "Несколько слов о современном состоянии полевой фортификации"; "Несколько слов о связи полевой фортификации с тактикой и о более рациональном изучении тактического отдела полевой фортификации"; "Фортификационные боевые порядки. Предмет и объем полевой фортификации"; "О значении укреплений вообще и в особенности крепостей, укрепленных лагерей, оборонительных линий, по отношению их к современному состоянию военного искусства"; "Приготовление театра военных действий в инженерном отношении" и др. Все эти статьи своей новизной давали повод к спорам и обсуждениям даже в далеких уголках России. Заглавия некоторых статей Леера, выражавшие в нескольких словах чуть ли не всю сущность вопроса, сделались ходячими афоризмами: "Кто обходит, тот сам обойден"; "Всякому маневру отвечает контрманевр, если только минута не упущена". Статьи "О боевых порядках", "О позициях", "Тактика и уставы", "Форма и дух линейной и перпендикулярной тактики, противопоставленные друг другу" явились настоящим откровением.
В 1865 г. полковник Г.А. Леер был назначен инспектором классов во 2 Константиновском ВУ и со свойственным ему стремлением к творчеству ввел совершенно особую (позаимствованную за границей) систему преподавания, получившую по своей оригинальности название "Лееровская". Учебники были отменены, по каждому предмету назначалось обыкновенно по 2 лекции подряд. Первая из них посвящалась чтению, а вторая разъяснению и составлению каждым юнкером со слов учителя конспекта в обработанном виде. Конспект должен был заменить учебник при подготовке к экзамену. Эта система, прекрасная по замыслу, требовала отличного состава преподавателей и соответственного ведения всего учебного дела. Однако таких преподавателей было мало, а некоторые даже не разделяли убеждения Леера в целесообразности подобной системы. Она существовала, пока Леер был инспектором, но в 1867 г. он был командирован во Францию и Германию для осмотра военно-учебных заведений, а затем в Сербию во главе военной комиссии для реорганизации ее вооруженных сил, и спустя некоторое время от его системы отказались вовсе.
Да и сам Леер в 1866 г. издал учебник "Записки тактики для военных училищ". Этот труд, составленный и напечатанный под давлением потребности, спешно (за несколько месяцев), заключал так называемую "2-ю" часть курса тактики. Чрезвычайно ясное изложение предмета на строго научных основаниях сделало книгу Леера драгоценной для армии. Второе издание этого труда под названием "Прикладная тактика", вернее, совершенно новый труд, появилось в виде обширного академического курса двумя книгами в 1877 и 1880 годах. Академический курс был совершенно необходим, так как предшествовавшее руководство профессора Горемыкина было издано в 1848 г. и не только не годилось по своей устарелости, но и по самому методу изложения, описательному, т.е., по словам Леера, "описывалось принятое в известное время решение того или другого вопроса, и затем теория призывалась на помощь для оправдания его и нередко для восхваления".
Нарезное оружие, новая артиллерия, опыт войн 1870 и 1877 годов дали обширный новый материал для суждений и породили "сильное умственное брожение", выразившееся в необъятной литературе по тактике. Леер считал необходимым сделать для офицеров всей армии прежде всего сводку, сопоставление и критический разбор взглядов на рациональное решение того или другого тактического вопроса; особенно же это было необходимо для слушателей академии. При исследовании различных вопросов курса Леер применил научный метод – для уяснения принципиальной стороны дела и сравнительный – для уяснения влияния обстановки на решение одного и того же вопроса, как в современной эпохе, так и во времена минувшие (исторический метод). Дабы такое философское изложение не страдало излишней отвлеченностью, он ввел целый ряд исторических примеров и разнообразных задач, придавших изложению характер конкретности. Таким образом, курс получился одновременно практический. Классификацию научного материала он принял лишь естественную, вытекающую непосредственно из сути дела и чуждую всякой искусственности и усложнения.
Преемникам Леера по кафедре оставалось разрабатывать начатый курс в указанном им направлении, по принятым им методам и по составленной им программе. Но этого не случилось, его монументальный труд остановился в своем начале; впрочем, автор дал наиболее важную и наиболее трудную часть курса. Так как в тактике научный материал для лучшего его изучения расчленяется, то для уяснения тактики в целом, для создания цельной картины всего сражения с его подготовкой и последствиями, Леер считал необходимым дать подробное описание с критическим разбором какого-либо поучительного, типичного сражения из времен, наиболее к нам близких. С этой целью он напечатал "Сражение при Верте 6 августа 1870 года". Эта брошюра, составленная со свойственным Лееру талантом, явилась существенным дополнением к курсу тактики.
Г.А. Леер сделал многое в тактике, но все-таки главным его трудом является "Стратегия". Он начал ее читать в Академии ГШ в 1865 г., после того как закончил свою профессорскую деятельность М.И. Богданович. Леер предложил новую программу предмета, которая была принята академией. В сущности, курс уже был намечен ранее – это курс, который читал Леер в Инженерной академии в форме критико-исторических разборов; оставалось только отметить в них, сверх инженерной стороны, тактическую, административную и политическую. С тех пор он занимался разработкой стратегии до конца дней, издавая статьи и брошюры как этюды, запечатлевшие ход его работы и распространявшие истинные понятия о стратегии в военной среде.
Таковы "Стратегия – наука и стратегия – искусство"; "Значение подготовки к войне вообще и подготовительных стратегических операций в особенности"; "Стратегическое значение железных дорог"; "Значение принципа деятельности на войне"; "Сущность горной войны"; "Сложные операции и управление массовыми армиями". На первых порах нужно было дать слушателям Академии генерального штаба руководство; Леер быстро составил "Записки стратегии" и в 1867 г. напечатал их в "Военном Сборнике" под заглавием "О современном состоянии стратегии" с целью "воспользоваться замечаниями компетентных лиц" относительно этого нового способа изложения науки. Замечаний, однако, не последовало никаких. Второе, переработанное издание этого труда вышло в 1869 г. под заглавием "Опыт критико-исторического исследования законов искусства ведения войны (Положительная стратегия)". Сочинение наделало шум; особенно смущало многих то, что Леер смело возвел стратегию в число положительных наук. Европейский военно-учёный мир обратил внимание на автора как на выдающегося мыслителя и писателя; его начали переводить на иностранные языки; вскоре Королевская шведская академия военных наук избрала его своим почетным членом. В последовавших изданиях (1-я часть выдержала 6 изданий) Г.А. Леер расширял, дополнял, совершенствовал свой труд, который окончательно вышел в 1898 г. в 3 частях. Приложения составили атласы карт и планов и целые книги отдельных исследований. Выработанный и законченный труд целой жизни Леера построен на строго научных основаниях и представляет, по его мнению, "сборник нескольких стратегических аксиом и теорем, уясненных логическим и историческим путем и сведенных, по возможности, в одну стройную систему".
Свои труды по тактике и стратегии Леер создал после глубокого изучения литературы, главным образом иностранной, притом не только предшествовавшей, но и современной, за которой внимательно следил. Военную историю он не только изучал как опору для тактики и стратегии, но и разработал многое в ней самостоятельно. Им были напечатаны: "Военное дело в XVII веке", "Очерк военных действий в Турции 1877 года", "Иенская операция 1806 года", "Война 1805 года", "Конспект кампании 1815 года", "Отечественная война 1812 года", "Война 1813 года", "Война 1814 года". Все эти очерки составлены по печатным источникам, но ценность их заключается в превосходном критическом разборе событий с точки зрения тактики и стратегии, в чрезвычайно искусном расчленении событий, и затем применении к ним научных теоретических масштабов. Такой же характер носит и статья "Петр Великий как полководец", но здесь в особую заслугу Лееру надо поставить, что он впервые ярко и доказательно выставил значение гения и творчества Петра как полководца.
В 1867 году от ведомства военно-учебных заведений Г.А. Леер был командирован за границу. Оттуда он привез разные сведения из берлинской академии, которые возбудили вопросы о новом методе изложения военно-исторических чтений, о необходимости продолжения академического курса; внесенная же им в Академию записка о военных поездках в Пруссии послужила началом установления и в России полевых поездок. Новый метод изложения военно-исторических лекций практиковался в Берлине и заключался в том, что лектор очерчивал слушателям обстановку какого-нибудь военно-исторического события так, как она представлялась полководцу, а затем предлагал каждому слушателю принять за него решение и выразить его в форме распоряжений, исходящих из штаба. После этого излагалась обстановка противоположной стороны, решения, принятые в действительности; таким образом, выяснялось, насколько целесообразны решения, принятые слушателями. Этот способ чтений у нас не привился. Что же касается полевых поездок, то они прочно утвердились в русской армии. Отчет Леера о его заграничной командировке вообще богат по своему содержанию. В 1868 году из него напечатаны две статьи: "Главные черты французской и прусской учебно-воспитательных систем сравнительно с нашей" и "Генеральный штаб и его комплектование в Пруссии и во Франции". Работоспособность Леера была изумительная; он преподавал одновременно в трех академиях, в училищах, читал лекции Высочайшим особам, состоял для поручений при Главном управлении военно-учебных заведений и членом Военно-учебного комитета главного штаба.
В 1871-1873 годах вышли "Публичные лекции о войне 1870-1871 гг. между Францией и Германией" и "Приговор над Базеном", которые имеют значения работы по первоисточникам. Дело в том, что в 1870 году, когда началась столь важная для военного дела война немцев с французами, начальник Академии генерального штаба генерал-лейтенант А.Н. Леонтьев захотел устроить публичные лекции о происходивших событиях. Выбор пал на Леера, да кроме него никто из профессоров и не в состоянии был бы справиться с такой трудной задачей. Пришлось разрабатывать лекции по телеграммам, газетным известиям, летучим брошюрам и подобному материалу, так сказать, под гром выстрелов еще продолжавшейся войны, и надо удивляться необыкновенной прозорливости Леера, который, как потом оказалось, сделал некоторые фактические ошибки, но его оценка и анализ происходившего были совершенно верны. Лекции имели огромный успех; картина событий рисовалась ясно и понятно, особенно существенными являлись выводы и заключения лектора, составлявшие настоящий вклад в науку. Сам император посетил лекции Леера; в награду за них он был произведен в генерал-майоры и пожалован бриллиантовым перстнем.
В 1872 году Г.А. Леер по Высочайшему повелению был командирован для сопровождения Великого князя Николая Константиновича во время путешествия по Италии и Австрии. После его возвращения зашла речь о назначении Леера военным министром в Сербии, но он отказался. В 1874 году он был командирован на Брюссельскую международную конференцию, где своими занятиями весьма помог председателю конференции А.Г. Жомини (сыну писателя-стратега). Перед турецкой войной 1877-1878 годов было запрошено мнение Леера как авторитетного стратега. Он ответил весьма сжатой запиской, в которой изложил лишь общие мысли (главная мысль – достаточное число войск сразу, лучше больше, чем меньше), не касаясь подробностей, которые следовало разработать уже технически в штабе; вероятно, вследствие этого записка Леера осталась без внимания. Часть ее Леер впоследствии развил и напечатал в 1877 году под заглавием "Условия театра войны на Балканском полуострове для русской армии".
В 1881 году к прежним обязанностям Леера прибавилось назначение его членом Главного комитета по устройству и образованию войск. По существу дела он уже был и ранее его членом, так как под его редакцией и при самом деятельном его участии был издан "Устав полевой службы 1881 года", отличавшийся полнотой и в высшей степени облегчивший армии несение полевой службы. В 1882 году Г.А. Леер временно исполнял должность начальника Академии генерального штаба. В том же году он был командирован на маневры во Францию, а затем неоднократно принимал участие на маневрах русских войск в качестве посредника. К этому времени он организовал и редактировал 2 обширных военных издания: "Энциклопедию военных и морских наук" (1883-1897) в восьми томах, заменившую устаревший "Военно-энциклопедический лексикон" Зедделера, и "Обзор войн России от Петра Великого до наших дней" (1885-1896) в 4-х томах, послуживший руководством для изучения отечественной военной истории в русских военных училищах.
В 1889 году Г.А. Леер был назначен начальником Академии генерального штаба, сменив на этом посту генерал-лейтенанта М.И. Драгомирова. По единодушной просьбе конференции он продолжал читать стратегию. Академией Леер управлял почти 10 лет (1889-1898). Это время не ознаменовалось чем-либо особенно примечательным. Может быть, уже преклонный возраст (60-70 лет) и ослабление энергии и творчества, а может быть, слабый характер, вследствие которого Леер вполне подпал под влияние лиц подчиненной ему администрации, но только личность замечательного ученого не проявила себя так, как можно было этого ожидать. В большую заслугу ему можно поставить введение отдельной кафедры истории русского военного искусства, что в сильной степени двинуло вперед разработку русской военной истории по архивным материалам и вообще по первоисточникам. В остальном попытки его реформ нельзя назвать удачными. Он увлекся философскими занятиями и ввел в академический курс, и без того перегруженный излишними предметами, гуманитарные науки, такие как государственное право и психология, или предметы искусственные, такие как "тактика массовых армий". Точно так же при нем была введена "служба генерального штаба" – предмет, составленный из обрывков, позаимствованных из других военных наук, и вследствие этого не ставший самостоятельной наукой; этот предмет уже существовал в академии в 1840-х годах и был осужден таким знатоком дела, как Д.А. Милютин. На академических экзаменах Г.А. Леер, весьма снисходительный, никогда не налегал на требование мелочного знания, вообще всего, что составляет работу одной памяти, но зато настаивал на разъяснении смысла излагаемого. В этих случаях любимым его выражением было: "Я дарю вам факт, дайте мне освещение". В 1896 году Леер был назначен членом Военного Совета и произведен в генералы от инфантерии, а в 1898 году оставил командование академией...