Русский военный инженер Воздухоплаватель и военный летчик Штабс-капитан
Старший сын есаула Владимира Артемьевича Кокаева – атамана ст. Бесскорбной (1893-99). Кубанский казак по рождению. Воспитывался в Московском КК. Вступил в службу в Инженерное училище в Санкт-Петербурге. 1902 – окончил Николаевское ИУ. Выпущен подпоручиком в Закаспийский сапб. 1905 – направлен на учебу в Учебный воздухоплавательный парк (с 1910 – Офицерская воздухоплавательная школа). Поручик. 10.1906 – окончил обучение. Воздухоплаватель. Направлен в 1 Восточносибирский полевой впб. 1910 – переведен в Варшавский УР. Штабс-капитан (1.10.1910). Служил в 10впр БрестЛитовского впб. На маневрах Варшавского округа (8.1911) увидел полеты двух отрядов, составленных из летчиков Севастопольской авиашколы. 9.1911 – добился зачисления на Первые офицерские теоретические курсы им. В.В. Захарова при Политехническом институте (В.В. Захаров – гражданин Франции русского происхождения, пожертвовавшего крупную сумму денег на развитие авиации на родине своих предков). К 1912 – окончил Офицерские теоретические курсы авиации и воздухоплавания им. В.В. Захарова (1 выпуск) при Санкт-Петербургском политехническом институте. В числе лучших 27 офицеров зачислен в Севастопольскую офицерскую школу авиации. 3-12.1912 – окончил Севастопольскую офицерскую школу авиации Отдела Воздушного флота. Военный летчик.
Пилот 3 авиароты 9 Корпусного АО (Киев). В.Г. Соколов в своих «Воспоминаниях старого летчика» пишет: «Мы, военные летчики, окончившие Севастопольскую авиационную школу и получившие назначение в Киев, прибыли туда зимой 1912 года. В конце января и весь февраль месяц 1913 года мы были заняты оборудованием аэродрома на западной окраине Киева, около полустанка Святошино. Затем мы собирали самолеты, и к середине марта они закружились над аэродромом». В 3 авиароте успел сделать (в 1913) около 30 ч налета и перелет из Киева в Екатеринбург. 2.3.1914 – командир 13 авиаотряда 5 авиароты (Бронницы). Участник Первой мировой войны. С началом войны 13 корпусный АО причислен к 2А. Отряд имел на вооружении 5 самолетов «Ньюпор-4», 6 пилотов-офицеров, 46 человек нижних чинов. Оторванный от 5 авиароты, совершенно потерялся и не сделал почти ни одного вылета на разведку. Два полета от Варшавы до Ново-Минска и обратно (28.9 и 2.10.1914 г.) ничего не решали. Во время Восточно-Прусской операции (8-9.1914) года 2А была почти полностью разбита, а 13 корпусный АО целиком попал в руки противника. 4.10.1914 – снят с должности командира 13 АО «ввиду несоответствия»; причем приказ Северо-Западного фронта подписан был 18.9.1914 г. По приказанию прибыл в 4 авиароту. Пытался восстановиться для ведения полетов. «Не помогли ни собственные рапорты о желании работать в авиации, ни попытки искренних доброжелателей простить ошибки и вернуть на летную работу неплохого летчика. Великий Князь Александр Михайлович, руководивший фронтовой авиацией, оказался непреклонным; он не мог простить Кокаеву то, что тот «в первый период войны, до потери всего своего отряда, ни разу не летал». Служил поначалу в 4 авиароте, затем в впб, потом в 4впр. 7.1916 – возвратился в 5 авиационный парк (бывшая 5 авиарота). Много ездил по авиационным заводам: Одесса, Москва, Петроград. Пытался изобрести новый воздушный винт – металлический. Летом 1917 г. представил один построенный им самим винт, получил резюме Технического комитета Управления ВВФ: «Вследствие обилия заказов и малой производительности, а равно и дезорганизации заводов, винт принять не представляется возможным». С 10.1917 – «...теряется из вида. Нет его ни у красных, ни у белых, ни в эмиграции…». Брат Евгений, утверждает в своих записках, хранящихся в Армавирском музее, что Николая расстреляли белогвардейцы за попытку перелета к большевикам, но это одна из версий.