Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Периоды [31]
Начальники [18]
Преподаватели [16]
Выпускники [2923]
Династии [1]
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Понедельник, 24.09.2018, 00:33ГлавнаяРегистрацияВход
Школы военных инженеров в 1701-1960 годах
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » Статьи » Училищe » Выпускники

Яловецкий Б.А.
ЯЛОВЕЦКИЙ
Болеслав-Лаврентий Антонович
(10.8.1846 – 10.7.1918)
 
Русский военный инженер
Инженер-путеец, реформатор
Общественный деятель
Меценат
Действительный статский советник
Полковник

 
Вероисповедания католического. Поляк.
Родом из-под Лынтупов Свенцянского уезда Виленской губернии, из семьи богатых землевладельцев.
Окончил Виленскую гимназию. Вступил в службу в Инженерное училище в Санкт-Петербурге.
1865 – окончил Николаевское ИУ. Выпущен подпоручиком в 4сапб. Поручик.
Состоял по саперным батальонам и при Николаевской ИА.
1870 – окончил Николаевскую ИА с занесением имени на доску Почета. Военный инженер.
Проходил стажировку в Чехии и Австрии. Начинал службу военным инженером.
Вышел в отставку.
Перешел на службу на Николаевскую железную дорогу, инженер Министерства путей сообщения.
Занимался строительством и эксплуатацией железных дорог, принимал деятельное участие в различных торгово-промышленных предприятиях. Получил личную благодарность Императора за строительство Адмиралтейской набережной (1873).
15 лет управлял Александровским механическим заводом, превратил его в предприятие европейского типа и масштаба.
Был конструктором построенного на этом заводе специального поезда для царской семьи.
1893 – один из учредителей «Первого общества подъездных железных путей России».
«История создания этого Общества началась в марте 1890-го, когда в Министерство путей сообщения обратился надворный советник инженер Болеслав Антонович Яловецкий с просьбой разрешить ему открыть Общество для строительства и эксплуатации частных узкоколейных железных дорог, а также выполнения договоров по проведению инженерных изысканий, созданию проектной документации подъездных путей, производству и продаже железнодорожного оборудования. Болеслав Яловецкий имел намерение продать свое изобретение: железнодорожное снаряжение и движимый состав для стационарных и переносных железных дорог системы «Дольберг и Яловецкий».
Просьбу Болеслава Яловецкого и проект устава нового Общества пристрастно рассмотрели Министерство путей сообщений, Министерство финансов, Комитет министров. Окончательное же решение принял через два года, 26 марта 1892 года, император Александр III, утвердив Устав Общества. Положительная реакция на все просьбы Болеслава Яловецкого была обусловлена его безукоризненным авторитетом инженера, организатора производства и знатока железнодорожного дела. Его основательные знания, полученные во время учебы и стажировок в Чехии и Австрии, огромный практический опыт отразились в научных статьях, докладах и выступлениях в Российском техническом товариществе, а также широко известном в соответствующих кругах технической интеллигенции двухтомнике «Вода, топливо и паровозные котлы» (Петербург, 1878-1879)».
20.2.1893 – являлся одним из 6 директоров Общества со стороны акционеров (выходили акции и облигации). Надворный советник (соответствует военному чину подполковника). Директорское вознаграждение выплачивалось в форме  дариков. За каждое заседание директор от акционеров получал по 15 руб., а согласно параграфу 45 Устава общества «за труды свои по заведованию делами Общества директоры получают определенное жалованье по назначению общего собрания акционеров и, кроме того, процентное вознаграждение согласно параграфу 51 сего Устава».
Сверхштатный инженер в Министерстве путей сообщения.
1894-95 – совместно Ф.Е. Енакиевым занимался разработкой и учреждением устава «Русско-Бельгийского металлургического общества», которому принадлежали Петровский чугуноплавильный и железоделательный заводы, а также угольные шахты в Екатеринославской и Донской губерниях.
1895 – устав был утвержден при участии премьер-министра С.Ю. Витте, с основным капиталом 8 млн. руб. Учредители: Ф.Е. Енакиев, Б.А. Яловецкий, бельгийские подданные Октав Неф-Орбан и Оскар Биэ.
Наиболее важными его свершениями были проект строительства переносных железных дорог для военных целей и нужд сельского хозяйства, а также для этих целей строительство узкоколейных подъездных железнодорожных путей.
1902 – его именем художник и картограф А.А. Борисов, которому Яловецкий оказывал материальную поддержку во время учебы в Академии художеств, назвал мыс на восточном берегу залива Незнаемый на южном острове Новой Земли.
Как общественный деятель известен избранием в 1 Государственную думу (27.4.1906-8.7.1906).
Его взгляды на будущее Белорусско-Литовского края были изложены в «Национальном манифесте Литвы» (Вильно, 1905).
В качестве выборного представителя от Свенцянского уезда принимал участие в разработке оснований для земских учреждений в Виленской, Ковенской и Гродненской губерниях.
Член Правления Русско-Бельгийского металлургического общества и основатель Петровского металлургического завода. Действительный статский советник.
К началу Первой мировой войны Александровский завод освоил строительство специальных бронированных вагонов и санитарных поездов. Долгие годы был председателем Правления акционерного общества вагоностроительного завода «Дизель».
Во время Первой мировой войны служил в звании полковника в Генштабе Российской империи.
После революции выехал в Польшу, был назначен делегатом польского правительства в Гданьске в чине министра.
Стоял за автономию Польши с отдельным законодательным собранием.
Жена Анжела, урождённая Виткевич, родственница Юзефа Пилсудского. Дети: Ядвига (1875 – 1951) – замужем за Владиславом Жуковским, предпринимателем, депутатом Государственных Дум 2 и 3 созывов от Петроковской губернии; Мечислав (1876 – 1962) – польский дипломат, автор воспоминаний; Анжела (1880 –?) – замужем за Тадеушем Белиной (1886 – 1958).
Умер (10.7.1918) от холеры в Петрограде. Похоронен, скорее всего, на холерном Митрофаньевском кладбище, ликвидированном в 1930-е годы.
1.7.2007 – на ст. Лынтупы (Беларусь) открыт памятник.  

  
Источники информации
2. http://rosgenea.ru/?alf=30&serchcatal=Яловецкий&name=Болеслав Антонович&r=5
 
Брюховецкий Р.И.
 
Категория: Выпускники | Добавил: 2051 (23.09.2011)
Просмотров: 648
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Создать бесплатный сайт с uCozCopyright ВОЛЬВАКОВЦЫ © 2018