| ГРОНСКИЙ Павел Ефимович (6.11.1842 – 27.6.1894) Русский военный инженер Штабс-капитан Репетитор Николаевского ИУ | |
Православный. Являлся землевладельцем Весьегонского уезда Тверской губернии. Вступил в службу в Инженерное училище в Санкт-Петербурге.
1861 – окончил Николаевское ИУ. Продолжил обучение в Инженерной академии. 1863 – окончил Николаевскую ИА по 1 разряду. Военный инженер.
Оставлен репетитором при Николаевском ИУ. Штабс-капитан (на 1869). Состоял при Главном Обществе Российских железных дорог.
Интересовался также народным образованием. Статьи по народному образованию были напечатаны в «Петербургских Ведомостях» В.Ф. Корша в конце 60-х гг. Служил на Варшавской железной дороге.
Участвовал в постройке Моршанско-Сызранской железной дороги.
Начальник эксплуатации Рыбинско-Бологовской железной дороги.
Директор бывшего Самсоньевского машиностроительного завода.
Весьегонское уездное земство избрало его в конце 70-х годов председателем земской управы.
При нем в уезде появилось несколько десятков новых сельских школ, улучшилось врачебное дело, грунтовые дороги были приведены в порядок и пр.
Гронский П.Е. Единственный выгодный способ развития сети русских железных дорог. – М.: Типо-лит. Н.И. Куманина, 1889. Гронский
П.Е. Как строить Сибирскую железную
дорогу? – М.: Губернская типография, 1891. Будучи инженером, занимался вопросом об узкоколейных и подъездных путях.
Делал в ученых обществах обстоятельные доклады по этому вопросу, доказывая потребность в дешевых путях сообщения. По его предложению возбуждено ходатайство о назначении правительственной комиссии для пересмотра законоположений, касающихся узкоколейных рельсовых и подъездных путей.
Управляющий и член правления Второго общества конно-железных дорог в Петербурге. Женат на дочери богатого тверского помещика
Юлии Эпафродитовны, урожденной Десятовой. Сын Павел (22.7.1883 – 2.5.1937,
Нуази-ле-Гран, Франция) – окончил 1 Санкт-Петербургскую гимназию и юридический
факультет Санкт-Петербургского университета (1903), юрист, общественный деятель
и политик, член Государственной думы 4 созыва от Тверской губернии (1912), участник
Белого движения, эмигрировал, масон. Павел
Ефимович участвовал в разработке предложений по направлениям и способам
устройства железной дороги по Южному берегу Крыма. «Но уже в самом начале, как
говорили журналисты, над этой идеей навис какой-то «злой рок», вмешательство
которого при многообещающих начинаниях, в конце концов, «грубо обрывало ход
дела и прекращало его». «То капиталисты в последнюю минуту откажут в деньгах,
то сочувствующий министр заболеет...» – писала одна из крымских газет,
анализируя причины неудач. Иногда события принимали даже трагический характер:
один из энтузиастов строительства, инженер Гронский,
погиб в 1894 г. во время крушения парохода «Владимир», а все чертежи, которые
он вез с собой в Одессу, пошли ко дну».
Погиб (27.6.1894) при столкновении парохода «Владимира» с «Колумбией» около Евпатории. Надгробный камень сохранился на Макаровском
кладбище.
Источники информации
Брюховецкий Р.И.
|