| ЦАБЕЛЬ Сергей Александрович (29.7.1871 – после 1917) Русский и советский военный инженер Генерал-майор Преподаватель фортификации | |
Награды: ордена: св. Станислава 3 ст. (1894), св. Анны 3 ст. (1901), св. Владимира 4 ст. (1905), св. Владимира 3 ст. (1909), св. Станислава 1 ст. (6.5.1915), св. Анны 1 ст. (1916).
Православный. Окончил 4 Московский КК. Вступил в службу 1.9.1888 г. в Инженерное училище.
1891 – окончил Николаевское ИУ по 1 разряду. Выпущен подпоручиком (ст. 10.8.1889) в 1ждб. Поручик (ст. 10.8.1893). 1898 – окончил Николаевскую ИА по 1 разряду. Военный инженер. Штабс-капитан (ст. 17.5.1898).
24.10.1898 – производитель работ Новогеоргиевского крепостного инженерного управления. Капитан (ст. 9.4.1900).
8.11.1900 – командующий 2 ротой 8сапб.
28.1.1902 – репетитор Николаевской ИА и ИУ.
Фортификационные работы в тылу наступающей армии. / Составил военный инженер капитан С.А. Цабель. – С.-П.: Товарищество художественной печати, 1903. 24.6.1904 – штатный преподаватель фортификации Николаевской ИА и ИУ. Подполковник (ст. 6.12.1904).
5.3.1905 – штаб-офицер для делопроизводства и поручений в управлении инспектора инженеров 2 Маньчжурской А.
18.11.1906 – НШ 1сапбр. Полковник (ст.5.2.1908, за отличие).
19.10.1910 – НШ инспектора инженерной части Санкт-Петербургского ВО. 26.1.1914-1917 – командующий 1ждп. Генерал-майор (6.12.1914). | С 6.5.1915 – командующий Собственного ЕИВ ждп. Начальник императорского поезда. Объявлена Высочайшая благодарность (15.1.1915) за участие в трудах при оказании помощи потерпевшим во время столкновений (2.1.1915) пассажирского и товарного поездов на Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороге. Именной жетон «За сопровождение императорского поезда» | |
«В 1915 г. полк получил название Собственный Его Императорского Величества Железнодорожный полк и права Молодой гвардии. Он комплектовался из «прослуживших один год в частях инженерных войск, грамотных, имеющих определенные практические навыки мастеровых людей, хорошего сложения, здоровых и безупречного поведения». Царь любил Железнодорожный полк, часто заходил в казармы, беседовал с солдатами. В 1915 г. в поезде был оборудован автомобильный вагон-гараж для перевозки личных автомобилей императора. С 1916 г. функционировал «Особый поезд охраны Высочайших путешествий», задачей которого была также оборона Ставки. Отдельная батарея для охраны императорской Ставки размещалась в 35 вагонах и платформах «Особого поезда» и состояла из батареи артиллерийской обороны и авиационного отряда. По штатам батарея включала пулеметную команду из 16 человек и 4 зенитные орудия на грузовиках. Кроме того, автомобиль с прожектором и генератором, два мотоцикла с колясками для разведчиков и два автомобиля с боеприпасами и кухней. В штат обслуживания было включено 79 техников. В 1916 г. полк получил права Старой гвардии. Часть личного состава полка на бронепоезде приняла участие в боях на Юго-Западном фронте во время Луцкого прорыва». «Утром (Р.И. – 7 марта 1918 г.) стало известно, что на базаре соберутся войска Ставки и будет какой-то митинг. Генерал Алексеев, желая сдержать солдат, приказал, чтобы свои части сопровождали офицеры. На этом митинге должны были быть и роты собственного его величества железнодорожного полка. Я сидел в комнате моего соседа барона Штакельберга и туда, смущенный и растерянный, пришел командир этого полка генерал Цабель. Ему не хотелось быть на этом солдатском митинге. Он не знал, как отнесутся к нему солдаты, до сих пор ведшие себя очень хорошо и вполне дисциплинированно. Полк этот был в блестящем до переворота состоянии в руках умного, толкового командира и с прекрасным составом офицеров. К тому же генерал Цабель не знал, надо ли быть в погонах с вензелями государя, или их надо снять, как этого хотел генерал Алексеев. «Не знаю как и быть», говорил Сергей Александрович Цабель, «пожалуй уже все солдаты сняли вензеля и выйдет скандал, если придем с «Н» на погонах. Надо снять». И он стал снимать вензеля с пальто, но дело не ладилось, и генерал обратился к стоявшему здесь же старому преображенцу, курьеру Михайлову: «Михайлов, помоги мне, сними с погон вензеля». «Никак нет, не могу, увольте. Никогда это делать не согласен, не дай бог и смотреть», и он, потупившись, отошел. Вышло очень неловко, и сцена эта произвела на всех крайне тягостное впечатление. Генерал Цабель замолчал, нахмурился и стал сам ковырять что-то на погонах». После Октябрьской революции добровольно служил в РККА. Брат Константин (4.8.1873 – 20.10.1955, Буэнос-Айрес) – окончил Николаевский КК (1892), Павловское ВУ (1894), полковник лейб-гв. Кексгольмского полка, командир бригады 17пд, участник Белого движения, эмигрировал в Югославию, после 1945 – в Аргентине.
Источники информации
1. Волков С.В. Генералитет Российской Империи: энциклопедический словарь генералов и адмиралов от Петра I до Николая II. В 2 т. – М.: «Центрополиграф», 2009.
Брюховецкий Р.И.
|