В
годы Великой Отечественной войны находился на оккупированной территории.
Окончил
10-й класс без троек.
Поступил
в Инженерное
училище в Ленинграде. Курсант.
«С учёбой проблем не было, трудновато было с
дисциплиной, ежедневной утренней зарядкой... Здесь, впервые в жизни, я стал
ежедневно получать порцию масла и белого хлеба. Правда, сначала его не хватало,
и я завистливо смотрел на третьекурсников, которые оставляли белый хлеб
недоеденным.
Летние и зимние
лагеря были у нас ежегодно в Усть-Луге. Красивейшие лесные массивы, обилие
черники, голубики, малины и красавцев белых грибов... Самыми волнительными в
лагере были занятия по подрывному делу. Учились взрывать всё – дерево, бетон,
лёд. Взрывом готовили противотанковые рвы.
Особенно
волновались при подрыве дерева. Ведь закопанные поленья, которые надо было
подрывать, находились на удалении 5-6 метров друг от друга. И на каждый заряд –
200-400 граммов тротила, а рядом – другой курсант с зажжённым фитилём. По
команде преподавателя «Зажигай!» толкаешь фитиль в срез бикфордова шнура,
ждёшь, чтобы он зашипел, кричишь: «Есть!» и убегаешь в отведённое укрытие.
Но бывает, что
твой шнур зажигается почти последним, когда рядом все уже ушли и злорадно шипят
другие бикфордовы шнуры. Становится страшно. Но вот всё-таки есть, поджёг!
Мчишься к товарищам.
Преподаватель
зорко следит с холма за нашей работой и через расчётное время командует:
«Отходи!». Зажёг, не зажёг – улепётываешь. Проходят секунды, и мощные взрывы
гремят на площадке...».
1953
– окончил Электрический факультет Ленинградского ВИОЛКУ им. А.А. Жданова по 1
разряду. Лейтенант. Техник-электрик. Распределен для прохождения службы в
Одесский ВО.
Командир
электровзвода тяжёлого понтонно-самоходного полка (г. Бендеры).
1954
– техник-электрик Цеха испытаний (200 км от г. Бендеры).
Принял
оборудование в Цехе испытаний, кран-балки на двух платформах транспортных цехов
и основной мостовой кран разгрузки с узлом его энергоснабжения.
При
испытаниях первых ракет была выявлена (1955) масса отказов пневмосистем и
коротких замыканий в бортовой кабельной сети. При вскрытии трубопроводов было
обнаружено, что внутри они покрыты слоем ржавчины. А при поиске коротких
замыканий установили, что кабельная сеть повреждена мышами, которые с
удовольствием грызли матерчатые бандажи кабелей, ибо они были пропитаны
пчелиным воском для длительного хранения.
1955-59
– окончил радиофакультет Рижского высшего
авиационного училища. Старший лейтенант.
Направлен
в в/ч 11284 (ст. Тюра-Там Казахской железной дороги).
«Кадровики сказали, что радисты уже не нужны,
или можно найти место где-нибудь на ИПе (измерительном пункте) в Сибири.
Поэтому я согласился на должность инженера-испытателя гироприборов в первом
испытательном управлении, ведущем работы по межконтинентальной ракете Р7
разработки ОКБ-1 С. Королёва. Управление размещалось в служебном корпусе на
площадке № 2 (техническая позиция) рядом с МИКом (монтажно-испытательным
корпусом), что в 3-х км от стартовой позиции (площадки № 1) и в 38-и км от
Ленинска (площадки № 10)».
1960
– переведен
на должность старшего инженера-испытателя (должность подполковника).
1960
– инженер-испытательЛаборатории
телевизионных систем (должность майора, но подходила по образованию).
Участвовал
в подготовке полета в космос Ю.А. Гагарина.
1962-77
– начальник Лаборатории испытаний ТВ-систем космических аппаратов 7 отдела 1 Испытательного
управления. Подполковник-инженер.
«Всего за период с 1961 по 1976 годы через
наши руки испытателей прошёл 91 объект, на которых была установлена
ТВ-аппаратура: 13 «Востоков», 6 «Восходов», 25 «Союзов», 5 «Салютов», 11
«Венер», 3 «Марса», 16 «Лун», 8 «Молний», 4 корабля А1 (по лунной программе), 3
спутника «Космос»... И это далеко не полный перечень».