|
КЮИ
Цезарь Антонович (6.1.1835 – 13.3.1918)
инженер-генерал, русский профессор военной фортификации, композитор и музыкальный критик, член Могучей кучки и Беляевского кружка. |
|
Награды: ордена: св. Станислава 3 ст. (1863), св. Анны 3 ст. (1870), св. Станислава 2 ст. (1873), св. Анны 2 ст. (1878), св. Владимира 4 ст. (1881), св. Владимира 3 ст. (1883), св. Станислава 1 ст. (1886), св. Анны 1 ст. (1891), св. Владимира 2 ст. (1901), Белого Орла (1911), св. Александра Невского (6.12.1916); французский – Почетного Легиона командорский крест (1896). Родился в Вильно (ныне Вильнюс, Литва). Его мать, Юлия Гуцевич, была литовкой, отец – француз, бывший офицер Наполеоновской армии, оставшийся в России после войны 1812 г., был учителем в местной гимназии. Ц.А. Кюи учился в Виленской гимназии, в той самой, где отец преподавал французский язык.
Пятилетним ребенком Кюи уже воспроизводил на фортепиано мелодию слышанного им военного марша. В 10 лет сестра начала его учить фортепианной игре; затем учителями его были Герман и скрипач Дио. Учась в виленской гимназии, Кюи, под влиянием мазурок Шопена, оставшегося навсегда любимым его композитором, сочинил мазурку на смерть одного учителя. Живший тогда в Вильно Монюшко предложил давать талантливому юноше бесплатно уроки гармонии, продолжавшиеся, впрочем, всего полгода.
1851 – поступил в Кондукторскую роту Главного ИУ. 1855 – окончил Кондукторские классы Главного ИУ. Прапорщик (ст. 11.6.1855). Оставлен в Училище для продолжения обучения в Офицерских классах. 1857 – окончил Офицерские классы, преобразованные в Николаевскую ИА (по 1 разряду). Военный инженер. Поручик (ст. 23.6.1857). Оставлен репетитором топографии (1857) и фортификации (1859). 1861 – преподаватель фортификации Николаевской ИА и ИУ. Штабс-капитан (1862, ст. 17.4.1862, за отличие). Капитан (ст. 16.4.1867). Подполковник (ст. 30.8.1870). Полковник (ст. 13.4.1875, за отличие). Был командирован на европейский театр войны и участвовал в укреплении позиций русской армии под Константинополем. Представил (1878) блестящую работу о русских и турецких укреплениях. 20.1.1879 – адъюнкт-профессор Николаевской ИА и ИУ. 8.4.1880-28.7.1890 – состоял при Николаевской ИА. Занимал кафедру по своей специальности одновременно в трех военных академиях: Генштаба, Инженерной и Артиллерийской. Генерал-майор (ст. 30.8.1885, за отличие). Преподавал инженерное дело будущему императору Николаю II.
1896 – генерал-инспектор инженерных частей. Заслуженный профессор Николаевской ИА (28.7.1890). Почетный член Конференции Михайловской АА (21.2.1896). Генерал-лейтенант (ст. 14.5.1896, за отличие). Член Конференции Николаевской ИА (17.7.1900). Почетный член конференции Николаевской ВА (11.6.1905). Инженер-генерал (ст. 22.6.1906, за отличие).
...За первые 20 лет службы прошел путь от прапорщика до полковника (1875), однако его преподавательская работа ограничивалась лишь младшими классами Училища, так как военное начальство не могло примириться с мыслью о возможности для офицера с одинаковым успехом совмещать научно-педагогическую, композиторскую и критическую деятельность.
Председатель Санкт-Петербургского отдела Русского музыкального общества (1896-1904).
После Октябрьской революции
Цезарь Антонович перешел на сторону Советской власти.
Он даже вступил в РККА,
продолжая оставаться профессором
трех военных академий. |
|
| КЮИ Цезарь Антонович - военный инженер, генерал-майор, заслуженный профессор фортифакации в академиях Николаевской инженерной, Михайловской артиллерийской и Генштаба, скрипач, композитор и музыкальный критик, род. в 1835 г., ученик Монюшки. Впервые выступил в качестве композитора в 1859 г. в концертах русского музыкального общества, где было исполнено его скерцо f-dur для оркестра. В 1869 г. поставлена на сцене Мариинского театра его опера "Ратклиф", в 1876 г. – "Анжело". Еще в 1859 г. К. написал оперу "Кавказский пленник", которая в 1883 г. была поставлена на сцене Мариинского театра в переработанном виде. Комическая опера "Сын мандарина" исполнялась на сцене клуба художников и на многих любительских спектаклях. |
Наибольший успех К. имел со своими романсами и berceuse дла скрипки. К. - автор многих оркестровых произведений и камерной музыки. В 1893 г. в парижской Комической Опере поставлена опера К.: "Le Flibustier". С 1864 по 1876 гг. К. помещал в "СПб. Ведомостях" музыкально-критические статьи; позднее был сотрудником в "Неделе", "Голосе", "Музыкальном Обозрении" и пр. В Париже издана его книга "Lamusique en Russie". Подробный список соч. Кюи помещен в каталоге Бесселя. К. преподавал фортификацию ныне благополучно царствующему Императору Николаю II.
Труды Кюи, пользующиеся наибольшим успехом в военном Mиpе: "Атака и оборона современных крепостей" (1881); "Опыта рационального определения величины гарнизона современных крепостей" (1884); "Краткий исторический очерк долговременной фортификации" (1889) и "Краткий учебник полевой фортификации" (7 изд. 1894). Во время Восточной войны был командирован на Дунай для обзора фортификационных работ и написал: "Путевые заметки инженерного офицера на театре военных действий в Европе и Турции", перев. на иностранные языки.
О нем см. "Артист" ј34; М. Иванов ("Пчела", 1876). Воспоминания о нем В. Крылова в "историческом Вестнике" (1894); Merci Aigenleau, "Cesar Cui" (П. 1888).
Брокгауз и Ефрон
Женат. Сын Александр – действительный статский советник.
Брат Александр – действительный статский советник. Прах и памятник перенесены (1939) со Смоленского Лютеранского кладбища в Некрополь мастеров искусств. Тихвинское кладбище Александро-Невской Лавры (СПб). Фото 2009 |
Фотографии http://almamater-3.3dn.ru/photo/1898_varshava/1-0-236
Источники информации
Брюховецкий Р.И., Ермаков В.В.
|